Идеальный ребёнок для идеальных родителей. Идеальный ребенок Должен быть идеальный детский

Какими должны быть идеальные дети?

    У старого Орла было два орленка. Случилось так, что возникла необходимость перенести птенцов через ущелье. Взял Орел на спину одного птенца и полетел с ним. Испугался орленок, а Орел спрашивает:

    • А когда я буду стар, перенесешь ли ты меня через ущелье?
    • Да, отец, только не урони меня, сказал первый птенец от страха.
    • Врешь, - ответил отец - и сбросил орленка в ущелье.

    Затем полетел Орел со вторым сыном и задал ему тот же вопрос.

    • Не знаю, ответил Орленок, но вот своих детей я точно перенесу на себе.

    Идеальными детьми мы становимся тогда, когда сами становимся родителями. Тогда к нам приходит понимание и причины родительских запретов, волнений и всего того, что в юности нас раздражало и вызывало конфликты. А в принципе каждый родитель хочет гордиться своим ребенком. Но будте собой, не старайтесь похоронить себя в угоду родительских интересов.

    Идеального в природе не бывает. Родителям надо чаще уделять внимание и вести здоровый образ жизни. Остальное все приложится.

    Идеальные дети - это как кукла Кен или Барби.

    Мне кажется таких детей не бывает, точно так же как и идеальных родителей.

    Для детей самое главное уважать и ценить своих родителей, а мы в свою очередь сможем простить ваши маленькие шалости 🙂

    Ведь мы тоже дети, хоть и старше за вас, тоже можем начудить.

    Мне кажется, что идеальный дети - это послушные дети. Потому, что когда дети слушаются, то тем самым практически проливают бальзам на израненные сердца родителей. А не послушные дети превращают жизнь родителей в ад.

    Идеальные дети - не болеют, не делают шкоду, не огорчают родителей и... не существуют. В русской семье для его родителей ребнок никогда не будет считаться идеальным. Идеальный ребнок - это кто угодно другой, даже соседский Васька Тюрин, а свой ребнок - всегда оболтус. Не учимся мы у евреев, умной и талантливой нации. И дети у них вырастают умными и талантливыми. Почему? Потому что они с детства внушают уверенность своему ребнку, что он самый лучший.

    Идиальных людей нет, у каждого есть свои недостатки и достатки. Привычки и нравы, которые согласитесь Вы принять или нет или Вас с Вашими положительными и отрицательными качествами. Человек - это самосовершенство и он самосовершенствуется всю жизнь. А если вы будите суперидеальной, как я поняла, покладистая во все мягкая и пушистая, то с Вами будет просто сложно другим людям да и Вам самой, будте такой какая Вы есть. И избавьтесь от комплексов, Вы итак ИДЕАЛ и Вы одна такая. Поняли.

    Есть у немцев поговорка каждому свое. У всех свои желания, что они хотят от своих детей, вам лучше понять, что от вас ожидают ваши родители, но все хотят, чтоб их дети выросли самостоятельными, счастливыми и успешными людьми.

    Большей частью родители желают, чтоб их дети были послушными и хорошо учились.

    Хорошо, когда между родителями и детьми доверительные и дружеские отношения.

    А ты и так умничка, если хочешь быть идеальной дочкой, живи и радуйся, и радуй своих родных, ведь когда у детей все хорошо и родителям лучшая награда видеть счастливыми своих детей.

    Идеальных, во всех отношениях людей то не бывает и быть не может в принципе, а вы о детях говорите!)

    Будьте собой, уважайте родителей, следуйте хотя бы каждому пятому их наставлению.

    Мне лично, как отцу, не нужен идеальный ребенок, мне нужен МОЙ РЕБЕНОК! пусть и со своими не большими закидонами)

    Уяснила для себя следующее.

    Идеальные дети, во-первых, должны слушаться своих родителей, при условии, что те дают только правильные ответы)))

    Во-вторых, идеальные дети должны уважать своих родителей и заботиться о них, когда они состарятся.

    Наши родители принесли нас в этот мир и воспитали нас. Они давали нам пищу, одежду, пока мы не выросли. Они отправили нас в школу, где мы получали знания. Они пытались делать все возможное, чтобы наша жизнь была удобной и беззаботной, а также счастливой!

    Хорошие дети должны подчиняться своим родителям. Родители в нас верят и дают нужные советы, которые больше никто не даст.

    Мне кажется, эти идеальные качества детей и существуют, независимо от поколения, существовали всегда!

    идеальные дети,это ваши дети которые хотя бы на капельку будут лучше вас в детстве... 🙂

Утверждения о правильности и неправильности касаются ведь не только матерей, но и детей. Где-то ведь в мире («Инстаграме») есть какие-то такие офигенные, идеальные дети с набором каких-то желательных качеств.

Я тут на досуге решила пофантазировать о том, что такое должны делать дети, чтобы стать идеальными. Думала, конечно, о своих спиногрызах, но получилось довольно занятно.

Во-первых, мне оказалось очень трудно придумать утверждения без частицы "не". Ну, т.е. мы чаще всего точно знаем, чего наши дети делать не должны: не должны сидеть много за компом, не должны ругаться и злиться, не должны грубить, не должны много есть сладкого или разбрасывать игрушки. А вот что должно быть вместо этого? И эти утверждения рождаются с трудом.

У меня они оказались очень забавными, про то, что дети должны контролировать своё поведение, должны грамотно распределять своё время, должны слышать меня с первого раза, должны поддерживать чистоту, должны любить читать, должны заботиться о других, должны тихо себя вести и т.д.

И вот когда я написала и вслух прочитала эти утверждения, то вдруг подумала, что, судя по описанию, ни хрена это не дети получаются, а очень даже взрослые, причём очень примерные и воспитанные взрослые. Даже мне тяжело быть такой, да и противно, если честно.

Из каждого утверждения росли такие забавные ноги рассуждений, про то, как я отношусь к этому на самом деле.

Так, например, утверждение про то, что дети всё должны понимать с первого раза, встретило внутри меня протест в вопросе: "А как тогда они будут слышать себя, если всегда будут некими локаторами-пеленгаторами для чужого мнения?" Или утверждение, что они должны всегда соглашаться с родителями, вызывает во мне негодование на тему, а как тогда они будут строить свою жизнь, если будут вечно слушать меня. И готова ли я всю жизнь подсовывать им решения для их жизни, чтобы они с ними соглашались.

Многие утверждения были прямо противоположными или невыполнимыми, но при этом они были в моей голове. То, что я съела, не прожевав, не почувствовав вкуса, приняв на веру. Теперь, когда я говорю это вслух, меня сворачивает от отвращения и почти тошноты, вызывает оторопь и неприятие. Но, только сказав это вслух, рассмотрев и подвергнув сомнению, я смогла развенчать эти утверждения.

И мне важно не "чтобы они обязательно читали", а чтобы проявляли любознательность, не "всегда со мной соглашались", а были в безопасности, не "играли тихо", а чтобы у меня была возможность побыть в тишине.

Оказалось, что в этих утверждениях очень много про меня, про мои потребности, чтобы мне стало с ними легче, чтобы наши отношения были в безопасности, чтобы было место для моих желаний. Это уже другая история, на фига мне заворачивать свои потребности и желания в такой кулёчек из детей и того, чего они мне должны. Но то, что это мало имеет отношения непосредственно к ним, - это факт. У кого-то может быть иначе, и это нормально.

На протяжении всей нашей жизни родители постоянно оказывают большое влияние на то, как мы развиваемся, а также на решения, которые мы принимаем. Родители оказывают поддержку, когда нам нужна их любовь, когда мы сами не справляемся. Это не так уж просто, поэтому каждый ребенок, которому повезло с родителями, должен уважать их и быть благодарен. Один из способов показать свою благодарность – стать идеальной дочерью для своих родителей. Идеальная дочь – это ребенок, у которого прекрасные отношения с теми, кто вырастил ее и заботился о ней, это уважение ценностей своих родителей и стремление сделать их счастливыми.

Шаги

Часть 1

Как стать «идеальной» дочерью

    Будьте реалисткой. Поймите, что на свете нет ни одного совершенного человека, но, тем не менее, как сказал однажды Джон Стейнбек: «Теперь, когда тебе уже больше не нужно быть идеальным, ты можешь наконец начать быть хорошим». Помните, что даже у золотых олимпийских медалистов снимают баллы за их выступления (при этом они все равно выигрывают). Альберт Эйнштейн также делал ошибки (и учился на своих ошибках) и принимал неверные решения. Никогда не позволяйте «совершенству» подорвать вашу самооценку и обесценить все прекрасное и достойное (но, к сожалению, несовершенное), на что вы способны.

    Сначала спросите, потом сделайте. Если вы не уверены в своем решении и боитесь расстроить родителей, сначала спросите. Если вы боитесь спросить об этом, скорее всего, это действительно расстроит ваших родителей.

    • Прося о чем-то родителей, всегда будьте уверены в том, что родители в состоянии сделать то, о чем вы просите, а также подумайте об отношении родителей к вам.
    • Не расстраивайтесь. Родители могут не согласиться выполнить вашу просьбу, отнеситесь к этому спокойно и расскажите им о причинах, из-за которых вы собираетесь сделать что-то, а также убедите родителей в том, что вы в состоянии взять ответственность за последствия.
    • Если родители отказали вам, сделайте так, как они считают нужным, даже если вам это не нравится. Особенно если вы по-прежнему живете дома с родителями.
  1. Выполняйте свои обязанности. Если вы пообещали родителям сделать что-то, но ждете, пока они вам напомнят об этом снова и снова, таким поведением вы создаете напряженную обстановку.

    • Заранее сообщите о своих делах. Скажите: "Мам, мне нужно закончить [х, y, z], а потом у меня будет время, так что я сделаю это, как только освобожусь". Затем обязательно выполните то, о чем вас попросили родители, чтобы им не пришлось напоминать вам несколько раз.
    • Старайтесь выполнять домашние дела без напоминания. Например, вы знаете, в какой день нужно выносить мусор? Вы слышали, что родители всю неделю готовятся к приезду гостей? Тогда вынесите мусор, уберитесь в комнате и во всей квартире, даже если вас об этом не просили.
  2. Относитесь к родителям с уважением. Конечно, вы не должны соглашаться со всем, что говорят родители, но напомните себе о том, что родители всегда желают для вас лучшего.

    • Поверьте, у ваших родителей жизненный опыт намного богаче, чем у вас, вы можете казаться им еще слишком юной, чтобы самой справляться с какими-то ситуациями.
    • Подумайте о том, что родители хотят для вас лучшего, и не отвечайте им грубостью. Если вы начнете грубо отвечать им, ваш разговор превратится в ругань, и вы уже не сможете преподнести себя, как человека уважающего других и заслуживающего доверия.
  3. Заботьтесь о себе. Показывайте, что вы уважаете себя, обязательно заботьтесь о здоровье своего организма и следите за своей внешностью. Родители любят вас, и им нравится видеть вас здоровой и ухоженной.

    Не стесняйтесь попросить помощи. Мы часто пытаемся доказать родителям, что можем быть самостоятельными и успешными, но бывают случаи, когда нам может понадобиться помощь, чтобы достичь своих целей.

    • Забудьте про свою гордость и эгоизм и примите помощь от родителей (даже в виде простых советов).
    • Принимая помощь, будьте скромной и благодарной за то, что родители делают для вас.
  4. Относитесь терпеливо к своим родителям. Когда мы молоды, мы идем в ногу со временем, и нам кажется, что мы можем контролировать все, что происходит. Но подумайте о том, как трудно бывает вашим родителям приспособиться к постоянным изменениям, которые нам кажутся само собой разумеющимися.

    • Когда вы выйдете замуж, устроитесь на работу и переедете в свою квартиру, это напомнит вашим родителям о том, как много лет они уже прожили, и они будут скучать по тем дням, когда вы просто бегали по коридору.
    • Помогите родителям приспособиться к течению времени. Найдите время поговорить с ними и ответить на их вопросы. Помогите им понять некоторые вещи, но не сердитесь, если у них не сразу это получается. Напомните им, что доверие и принятие так же важны, как понимание.
  5. Будьте верны самим себе. Верность себе подразумевает уверенность и счастье, образование и развитие. Ничто не радует родителей больше, чем наблюдение за тем, как их ребенок развивается, находит свое призвание и добивается успеха. Если вы верны себе, вы растете и развиваетесь, превращаетесь в того, кого из вас пытались воспитать родители. Тем не менее, иногда верность себе создает напряжение в отношениях с родителями.

    Живите счастливо. Больше всего на свете ваши родители хотят, чтобы жизнь их дочери была счастливой и стабильной. И родители, конечно, хотят стать частью вашей жизни и предложить свою помощь в некоторых делах, чтобы сделать вас еще счастливее. Ваши родители хотят участвовать в ваших отношениях, хотят помочь растить внуков (возможно) и наслаждаться тем, как растет и развивается ваша семья.

    Заплатите вперед. Примите ту доброту, поддержку, заботу и великодушие, которое подарили вам родители, и подарите их другому. Например, своим собственным детям, своему супругу, друзьям или другим членам семьи.

Часть 2

Как стать «идеальной» невесткой

    Балансируйте между поддержанием близости и индивидуальности. Когда ваша семья растет и появляются новые члены семьи, необходимо вносить изменения в свою жизнь и свое поведение (особенно по отношению к новым членам семьи). Помните, ваш партнер любит вас такой, какая вы есть, и вы не должны пытаться строить из себя кого-то. Но в то же время ищите возможность найти контакт с его (или ее) семьей.

  1. Будьте дружелюбны и открыты для новых семейных отношений. В каждой семье есть свои привычки и традиции, но многие семьи радушно принимают новых членов семьи и относятся к ним, как к родным братьям, сестрам или детям.

    • Если вы единственный ребенок в семье, и у вас никогда не было братьев или сестер, попробуйте взглянуть на отношения так, будто вы будете на протяжении большей части своей жизни жить с лучшим другом или подругой. Вы будете хорошо ладить друг с другом, весело проводить время вместе, заботиться друг о друге, искать компромиссы.
    • Живя с «новым» братом или сестрой, вы будете часто обниматься, шутить, любя дразнить друг друга, но все это должно быть веселым и отражать вашу любовь и дружелюбие. Не забывайте отвечать взаимностью.
  2. Выделите время для себя. Особенно если вы только переехали в новую семью, обязательно сразу планируйте хотя бы час в день, который вы будете тратить на себя.

    • Можно выделить время на себя, когда вы просто хотите подремать. Немного отдохните, подумайте о событиях дня, постарайтесь избавиться от стресса и напряжения, которые накопились за день.
    • Вы можете попросить своего партнера присоединиться к вам, особенно если есть что-то, что вас беспокоит, о чем вы хотели бы поговорить.
    • Со временем, когда у вас наладятся отношения с семьей вашего партнера, такие тихие моменты наедине с собой станут вам не так необходимы.
  3. Будьте честны к себе. Отношения между родителем и ребенком заслуживают честности и доверия и не сравнятся с другими видами отношений. Конечно, ваш партнер может говорить своим родителям, что захочет, но помните, что вас они только начинают узнавать, поэтому, чтобы поддерживать мирные отношения, нужна тактичность.

    • Помните: никогда не врите семье своего парня, но горькую правду преподносите с уважением и добротой.
  4. Установите границы. Когда у нас завязываются отношения с семьей партнера, нам хочется как можно сильнее ей понравится. Умение идти на компромисс необходимо, но не стоит жертвовать всеми своими интересами ради кого-то другого.

    • Например, родители вашего партнера просят вас приехать к ним на праздники, а вы оба просто хотите остаться дома? Если вы с партнером пришли к однозначному решению, не бойтесь сообщить его родственникам, что вы с удовольствием приедете, но не в этот день.
    • Конечно, ваши слова могут огорчить родственников вашего парня, но в будущем такой поступок приведет к уважению и разумным ожиданиям.
  5. Примите разногласия. Есть моменты, в которых вы вряд ли согласитесь с семьей партнера. Нет, это вовсе не признак того, что вы не сможете поладить с ними. Просто примите это, как вызов, и постарайтесь быть максимально толерантной (несмотря на разногласия).

    • Например, вы уже знаете, что у вас с родителями вашего парня разные политические взгляды? Если кто-то из них спросит ваше мнение, просто ответьте: «Мне не очень хочется говорить сейчас о политике. Не возражаете, если я просто присяду и послушаю?»
    • Если родственники вашего парня настаивают, просто напомните, что вы уважаете их убеждения и чувства, любите их и надеетесь, что они так же вас уважают.
  6. Будьте открыты для перемен. Компромисс – ключевой момент в поддержании крепких семейных отношений. Это значит, что у семьи вашего партнера могут быть совершенно другие праздничные традиции, что тетя Маша всегда будет готовить свои фирменные макароны с сыром по особым случаям (несмотря на то, что раньше это делали вы).

    • Конечно, вы не обязаны отказываться от своих старых привычек и традиций, которые составляют вашу жизнь, но, вполне возможно, вам придется подумать, когда и где уместно придерживаться своих старых привычек. Например, если тетя Маша всегда готовит макароны с сыром, спросите своего партнера, какое блюдо вы могли бы приготовить на семейное торжество.
    • Вы можете пойти на компромисс и самостоятельно украсить елку или приготовить новогоднее домашнее печенье, но вам придется вместе со всей семьей своего партнера зажигать менору и кушать лапшу.
    • Внимательно слушайте. Когда родители просят вас выслушать их, это значит, что вы не просто должны кивать головой, пока они рассказывают. С помощью техники активного слушания покажите им, что вы не только слушаете, но действительно увлечены беседой. Вы не просто проявляете уважение. Вы должны показать, что поняли и запомнили то, что они вам сказали, и возьмете это на заметку. Ниже подробнее описан метод активного слушания:
      • Перефразируйте то, что родители говорят вам. Это знак того, что вы внимательно слушаете, к тому же, так вы сможете убедиться, что все поняли верно.
      • Не забывайте про участие в разговоре. Кивайте. Иногда говорите что-то, вроде: «ага», «я понимаю», чтобы родители продолжали рассказывать о своих мыслях.
      • Подводите итог. Перед тем, как закончить разговор или начать задавать вопросы, обобщите все, что вы поняли из разговора (своими словами). Таким образом, вы не только вспомните, о чем шла речь, но и дадите возможность родителям поправить вас, если вы что-то не так поняли. Например, ваш родитель может сказать: «Тут ты меня поняла неправильно, давай я объясню еще раз».

Каждая женщина рано или поздно задумывается о детях. Сколько их будет, будут ли вообще, кого больше хочется — мальчика или девочку, какими эти дети будут (хочется, чтобы были), какой мамой она будет. Кто-то подумает: я, наверное, буду очень доброй, нежной мамой. Кто-то: а я строгой и требовательной. Кто-то подумает, что её дети уж точно будут самыми умными, послушными, талантливыми, успешными и т.д. Насколько позволяет фантазия, личные реализованные и нереализованные амбиции, свой опыт воспитания родителями и др. людьми, наблюдения за другими семьями. И так незаметно рождаются мифы. Мифы о том, что мама (реже папа) должна быть такой-то, а ребёнок должен быть такой-то… В общем-то это неплохо, и проблемой становится тогда, когда эти образы уж очень идеалистичны и не осознаваемы, а реальность слишком отличается от ожиданий.

Например, мой ребёнок идеальный всегда и во всём . Эта установка часто неосознаваемая, в её основе, как правило, лежит стремление быть не просто хорошим родителем (матерью), а идеальным родителем. Опасность заключается в игнорировании реальных проблем (со здоровьем, с коммуникацией, адаптацией), поведения или черт характера, которые не нравятся родителям, предъявление завышенных требований и ожиданий от ребёнка, как следствие возможно искажение в Я-концепции самого ребёнка. Плюс такой позиции в том, что ребёнка в общем-то принимают полностью, не осуждают и дают много любви.

Концепция становится источником конфликтов для родителей в том случае, когда ребёнок каким-то образом перестаёт укладываться в понятие "идеального", за этим следует глубокое разочарование в ребёнке и в себе.

Ребёнок, воспитываемый в таких отношениях, может столкнуться с неприятием других людей, что также может повлиять на самооценку.

Есть похожая идея: мой ребёнок обязательно должен добиться успехов , как правило, там, где родители были так же успешны, либо, наоборот, не смогли реализоваться. В этом случае зачастую просто игнорируются интересы самого ребёнка, а к нему могут предъявляться несоразмерно завышенные требования. Однако в том случае, если ребёнок и вправду добьётся определённых успехов (в спорте, науке, медицине, искусстве), то самооценка, конечно, будет высокой. Однако для таких детей достижение успехов становится чуть ли не единственным средством получения признания своей значимости, своей "хорошести", любви по своей сути. Во взрослой жизни могут быть проблемы в построении близких, доверительных отношений, а также нахождении занятий "по душе".

Из этой идеи вытекает ещё одна: ребёнок должен быть послушным. Очень простая и понятная идея, если бы не одно но: ребёнок не сможет развить должную и, как правило, желательную для самих родителей самостоятельность, если будет всегда послушным. Ребёнок лишается не только возможности на своём опыте что-то испытать, но иногда и стремления, желания что-либо делать, решать самому. Но, как правило, дети этому очень сильно сопротивляются и становятся ещё более непослушными (иногда это проявляется в школе или в подростковом возрасте), а у родителей ещё больше крепнет убеждённость, что методы воспитания должны быть ещё жестче.

Если же дети развивают в себе способность к послушанию чрезмерно и в ущерб собственным потребностям, то, вырастая, они становятся замечательными исполнителями, однако привыкают организовывать свою жизнь, опираясь на мнение других, они становятся неуверенными, тревожными.

А вот несколько концепций о том, какой должна быть идеальная мама: идеальная мама со всем справляется сама и лучше других. Опасность заключается в физическом истощении, эмоциональном выгорании самой мамы и лишении опыта взаимодействия с другими людьми, отличного от такого с мамой, для ребёнка. Ребёнок невольно перенимает все те идеи, стоящие за таким поведением: например, что доверять другим людям не очень можно или никогда не надо просить помощи.

Ещё один вид поведения мамы, когда в жертву приносятся не только все физические и душевные силы, но и работа, внешность, увлечения: идеальная мама должна жертвовать всем ради ребёнка. Обратная сторона этой благородной идеи такова, что за эту жертву мама сознательно или неосознанно будет ждать благодарности от ребёнка, формы которой могут быть самыми разнообразными: быть послушным, быть внимательным, быть всегда рядом, приносить ответные жертвы.

Созвучна предыдущей идея о том, что идеальная мама должна сохранять семью во что бы то ни стало. Позитивный аспект этой идеи в том, что она способствует работе над собой, над отношениями с партнёром. Однако она же не даёт возможности выйти из нездоровых отношений, в которых есть большой риск потерять границы своего Я. Эта модель построения отношений так же может перениматься ребёнком.

Есть ещё идеи, касающиеся пап и обоих родителей. Например, идеальные родители не должны ругаться при детях и вообще показывать сильные эмоции. По сути, ребёнок лишается наглядного опыта разрешения конфликтов с партнёром. Безусловно, речь идёт о конструктивных способах, а не о том, когда конфликты решаются силой, вернее не решаются, а протекают с дракой, руганью и, по сути, не решаются, а гасятся. Ребёнку полезно было бы видеть, что родители могут испытывать сильные эмоции (в равной степени позитивные и негативные) и умеют их проявлять, но при этом не разрушают друг друга, а способны договариваться, мириться, прощать и продолжать любить друг друга, несмотря ни на что. Это касается и мужчин, которые могут быть настоящими только, если они не плачут. А разве боль, гнев, умиление, которые мужчина испытывает — это что-то не настоящее? Это некий культурный стереотип, который не предлагает никакого другого способа обращения со своими сильными эмоциями у мальчиков, а потом и мужчин, кроме как отказаться от них, запереть подальше внутри себя, обесценить источник этих эмоций. Но природа человека такова, что энергия эмоций всё равно найдёт выход, но уже не контролируемым способом (вспышки гнева, психосоматозы и пр.).

Существует ещё огромное количество неких концепций, идей, касающихся того, как нужно воспитывать детей, какими они должны быть, какими должны быть родители. Большинство этих идей усваивается в детстве в семьях. Чаще всего они настолько не осознаваемы, что мы редко задумываемся, а почему собственно так, есть ли альтернативы?

И только когда появляются конфликты, можно заметить и понять, что какая-то концепция перестала работать. Но пока это не осознаётся, легко попасть в ловушку вины: я делаю что-то не так, я плохой родитель и т.д. Вина парализует, она не даёт отстраниться от конфликтной ситуации, посмотреть на себя со стороны, найти выход. Вина разрушает. Лучшее, что родители могут сделать для себя и ребёнка в этом случае, это понять и принять то, что все люди совершают ошибки. Собственные дети могут существенно отличаться от нас самих, а тем более от бабушек и дедушек, а значит, нашего опыта может быть недостаточно. Но это вовсе не означает, что мы плохие родители. Это означает, что нам есть чему поучится у своих детей. Это значит, что в данной конкретной ситуации необходимо признать, что какие-то способы взаимодействия с ребёнком оказались неэффективными и возможно неадекватными. И родителям стоит заменить вину на ответственность: я не виноват, что не знал, как лучше поступить (меня никто не учил), но я осознаю свою ошибку и могу исправить её. Всё — родители выдыхают, они готовы что-то делать, чтобы исправить ситуацию. И когда они это делают, понимают, что это как раз и означает быть хорошими родителями: признавать свои ошибки и исправлять их, нести ответственность за своих детей.

Конечно, бывает и так, что родители начинают обвинять во всём своего ребёнка — за что же нам такое наказание, у всех дети нормальные, а у нас…

Позиции, когда вся ответственность за развитие ребёнка полностью берётся на себя, и когда собственное влияние (как правило, негативное) практически отрицается, одинаково опасны. По той причине, что абсолютно не учитывается, во-первых, что каждый ребёнок обладает своими природными особенностями, темпераментом, во-вторых, на ребёнка оказывают влияние не только мама, папа, но и братья/сёстры, другие родственники, друзья родителей, а также общая семейная ситуация: как мама и папа взаимодействуют друг с другом, как они общаются с ребёнком вместе и каждый по отдельности, как они относятся к другим людям и другим детям.

Если всё это будет осознано, тогда станет понятно, что идеальных мам, пап, детей и семей не бывает. И это прекрасно. Есть родители, которые делают ошибки, признают или не признают их и исправляют или не исправляют, есть дети более или менее чувствительные, более или менее подвижные, уравновешенные.

Идеальный ребенок

В школе-то он лучше других, а вот дома…

Из разговора с мамой первоклассника Геры

Говоря о демонстративном ребенке, Вы, наверное, уже поняли то, что чаще всего такие дети жаждут не просто повышенного внимания к себе, а восхищенного внимания. Им хочется, чтобы ими восхищались. И они придумывают стратегию и тактику, чтобы это было действительно так, особенно если не обладают дарами, достойными восхищения. Прекрасно понимая, что от них требуют взрослые, им приходится всеми правдами и неправдами подстраиваться под эти требования, чтобы соответствовать определенным эталонам, уже буквально с первых лет жизни угадывая особенности этих «эталонов» для каждого из значимых для них людей.

Но если для каждого значимого для ребенка взрослого подобные «эталоны» субъективны, общественные эталоны имеют универсальный характер и выносят неоспоримый вердикт о воспитанности или же невежественности человека.

Поэтому «идеальный ребенок» отличается от других прежде всего своей воспитанностью. А воспитанность – это не просто бесконечные «спасибо» и «пожалуйста», но и следование общепринятым стандартам нормы своего времени.

Например, если в Древнем Риме в начале царствовала суровость нравов и спартанская простота была образцом для подражания, то на смену им в «Золотом веке» Римской республики пришли утонченность и изысканность вкусов вместе с изнеженностью, ставшие основой воспитания римлян. Для воспитанных людей появились новые образцы для подражания, и хорошие манеры полярно изменились.

Сменяются цивилизации и эпохи, сменяются эталоны «идеальных» людей, людей, которые могут быть только лишь виртуальными. Но раз есть такое подобие образца – к нему необходимо стремиться. И конечно, «воспитанность» – одно из непременных условий для идеальных детей.

Однако одним из важных стержней воспитания является целый комплекс запретов, отшлифовывающих «несовершенство» ребенка и лишающих его главных атрибутов детства – наивности и непосредственности. И безусловно, для ребенка раннего возраста вряд ли найдутся веские стимулы, чтоб обменять свое «чистое» восприятие мира на непонятные «правила» жизни. До трех лет во всем быть всегда идеальным, увы, невозможно.

Однако если ориентироваться на родительские понятия об идеальном ребенке, не опирающиеся на степень усвоения хороших манер, то уже и в этом возрасте дети могут быть для родителей идеальными: кому-то ведь нравятся шалунишки и капризули.

Правда, по мере взросления шалуна меняются и родительские идеалы, все более и более приближающиеся к стандартам общества, потому что в невоспитанности Вашего ребенка обвиняют прежде всего именно Вас. Ведь Вы на работе и в домашнем халате совершенно разные люди. На работе учтивы, а дома – грубы, на работе подтянуты, а дома расслабленны, на работе активны, а дома бездеятельны. Словом, часто ведете себя там и здесь по-иному, но не придаете значения этому. А ребенок Вас видит и тем и другим. Как общаетесь Вы с посторонними и как с родными. И ему невозможно понять, почему Вы меняетесь, как день и ночь, то одни, то другие, то в Вас дождик, то солнце. Но при этом его учите быть лишь «солнечным» для остальных, часто даже в ущерб своим собственным прихотям и желаниям, своему «я».

А отстаивая это «я», Ваш ребенок невольно конфликтует со всеми, и конечно же прежде всего – конфликт с Вами. Собственно говоря, даже кризис трех лет – это тоже один из моментов конфликта малыша, не желающего быть «идеальным». И его «нет», «не буду», «я сам» – как приманка внимания для мамы с папой.

Иначе говоря, во время возрастных кризисов дети волей-неволей, более или менее отличаются сами от себя появлением всевозможных нюансов демонстративного поведения. И если «вкус» повышенного внимания к ребенку из-за этих нюансов понравится ему, то и в дальнейшем он будет искать различные способы привлечения такого внимания, согласившись стать даже уже «идеальным», наконец поняв, что это значит.

Правда, ноша его елейно-приторной величавости, сделавшей его «образцовым», нередко настолько тяжела, что он в состоянии «нести» ее только при общении с незнакомыми или значащими для него неродными людьми. Дома же чаще всего Ваш ребенок эту ношу готов сбросить с плеч, превратившись из признанного вокруг всеми «пай-мальчика» в дерзкое, грубое существо. Правда, это бывает тогда, когда дома его «идеальность» Вам приелась настолько, что вы перестали обращать на все это внимание. А раз Вы безразличны к его «достижениям», значит, незачем Вам их ему демонстрировать.

Мне невольно вспоминается один пай-мальчик, Леша-Лешенька, как я его называла, потому что он был настолько хорошим и правильным, что просто Лешей его звать было даже неприлично. Такую «правильность», как у него, хотя бы ласковым именем, но выделить было необходимо. Я знала мальчика почти два года, вначале наблюдая за ним в детском саду, где вела свои научные исследования, а потом и в первом классе, куда мы перевели специально всю его подготовительную группу детского сада полностью, для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе, попавших в привилегированные условия по сравнению с другими детьми, так как были уже давно знакомы друг с другом. По тем временам это был совершенно уникальный эксперимент, и каждый ребенок буквально нянчился мною и моими лаборантами. А Лешу-Лешеньку не надо было нянчить вообще. Он сидел на первой парте перед столом учительницы, умудряясь на протяжении всего урока ни разу не шелохнуться, если для этого не было повода. Он не бегал на переменах, как остальные, хотя мы рекомендовали всем детям шумные игры, из-за которых на меня косо смотрели учителя вторых и третьих классов, не участвующих в эксперименте. Он всегда говорил только – «да», если его о чем-то просили. Он с готовностью выполнял все наши задания и тесты, не задавая лишних вопросов, как его одноклассники. Он всегда первым шел в наш кабинет на всевозможные медицинские и психологические обследования. Я не слышала от него громкого слова, кроме тихих, учтивых – «спасибо», «пожалуйста». А рисунки его относительно школы могли только лишь быть иллюстрацией самой благоприятной из всех нами выведенных типов такой адаптации.

Правда, «правильность» мальчика меня часто смущала. Иногда мне его было жаль. Таким правильным быть невозможно, возраст требует ведь своего.

Но он был для всех в классе удобным: бесконфликтным, спокойным, покорным и учительнице заменял маленькую ручную болонку, преданную до невероятности, понимающую с полуслова, узнающую все по глазам.

У меня даже не было повода раз в неделю беседовать с его родителями, слишком с ним было все хорошо.

Но однажды пришла его мама сама, высказать мне свое подозрение. У них дома стал кто-то резать палас. Кроме мужа и Леши, с ней никто не живет. Муж не режет, не режет она. Ну а Леша расплакался даже, когда это она у него вдруг спросила. Если б мальчик бы не был таким идеальным, то она бы ему не поверила. Но ведь Леша – особенный мальчик, я сама это ей говорила. Он не врал никогда ей и сейчас не соврет, но палас кто-то каждый день режет. Ну не будет же ее соседка, у которой есть ключ от квартиры, в свои семьдесят лет забавляться паласом.

– Нет, конечно, не будет. Дело Лешиных рук.

– Но Вы сами же мне говорили, что он идеальный.

– Из-за этого все это происходит. Ему надо же как-то потом разрядиться после этой своей «идеальности» в школе. Очевидно, нашел вот такую разрядку, чтобы выпустить свою энергию. Правда, это лишь предположение. Но его можно как-то проверить.

И проверили. Мама как-то пришла с работы раньше, чем сын вернулся из школы. Спряталась в своей спальне. Приоткрыла чуть двери. И увидела странное зрелище. Вбежав в комнату, на ходу сказав «спасибо» их соседке, помогавшей ему открыть двери, мальчик, бросив портфель, начал, словно безумный, носиться по комнате, прыгая словно мячик, выкрикивая непонятные звуки. А… потом, подбежав к письменному столу и схватив ножик для резки бумаги, он вонзил его, словно кинжал, в распластавшийся на полу серый палас и при этом кричал еще: «Так тебе, так тебе», будто бы мстил паласу, как человеку. Оказалось, палас был козлом отпущения за его идеальность на людях.

Когда дети дошкольного и младшего школьного возраста подчеркнуто соблюдают правила поведения в общественных местах, демонстрируя свою образцовость и благовоспитанность, психологи говорят о синдроме «позитивного самопредъявления».

И этот симптом часто культивируют сами родители, мечтающие об идеальном ребенке, а вернее, о своей комфортной жизни с ним.

Ведь если даже такой ребенок ведет себя так вежливо лишь только в присутствии кого-то постороннего, то все равно у его мамы с папой уже не будет тех проблем, которые так «сокращают жизнь» родителям гиперактивных, агрессивных, упрямых… словом, невоспитанных детей, которых осуждает наше общество.

Однако, кроме социальных стандартов «идеальности» своего ребенка, как уже говорилось выше, имеется у каждого из родителей и свой собственный эталон, включающий свои идеальные ожидания: от красоты внешности до моральных устоев.

Подобные идеальные ожидания появляются у большинства родителей еще до появления их младенцев на свет, а после рождения малышей служат основой для всех корригирующих родительских мероприятий ради «прекрасного» будущего их детей. «Прекрасного», по мнению их родителей, а не мнению самих детей. И сколько будущих Чеховых и Вересаевых никогда не осуществляют свои мечты, занимаясь более благородными делами по сравнению с теми, к которым влечет их призвание.

Идеальный ребенок – это плод воображения взрослых. Например, за огромную сумму в Америке Вам найдут такого идеального донора, чтобы был у ребенка подходящий цвет глаз, рост и все… все… вплоть до уровня интеллекта. И при этом Вы сможете осуществить все без участия мужа. Да и нужен ли он, если речь идет об идеальном ребенке?

Однако даже «идеальная» сперма приводит к рождению совершенно реальных детей. И чем больше особенности и характеристики реального ребенка не совпадают с виртуальным идеальным образом его в Вашей голове, тем больше проблем у родителей и их детей, проблем в их взаимоотношениях и взаимодействиях. Поэтому не слишком идеализируйте свое представление об «идеальном» ребенке.

А, воспитывая его «идеальным», постарайтесь сделать его не только комфортным и беспроблемным для Вас и Вашего окружения, учитывайте и интересы самого ребенка, особенности его характера и интеллекта.

Ваш ребенок не должен быть примером «всегда и во всем», в выполнении Ваших родительских требований, потому что он просто не может всегда и во всем соответствовать им.

Ваши требования должны быть ре-аль-ны-ми, предназначенными для ре-аль-ных детей. Ну а как из реальных сделать Вам идеальных?

Постарайтесь вначале сами понять, каким хочется видеть ребенка. Что желательно в нем, а что нет? Напишите те качества, о которых мечтаете. Запишите, которыми он обладает, и сравните два списка. Чем больше окажется совпадений в двух списках, тем ближе Ваш ребенок к желаемому идеалу ребенка. А чем больше ребенок соответствует Вашим всем ожиданиям, тем меньше Вы его «отвергаете» дома. Да, да, да, идеальный ребенок – это прежде всего неотверженный Вами ребенок. Ну а добрый ли он или нет – это уже зависит от Ваших стандартов.

И чтобы отношения между «отцами и детьми» были бы идеальными, необходимо, чтобы родители понимали своего ребенка и знали бы, что таится у него на душе в данный момент: с кем он дружит, с кем ссорится, о чем мечтает, кого любит, кого ненавидит…

И ребенку полезно узнать это же в отношении мамы и папы.

И тогда, может быть, в самом деле у Вас будет с ребенком лишь минимум всевозможных проблем, в основном возрастных или же временных, связанных с ситуацией.

КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком с синдромом «позитивного самопредъявления»

Не подчеркивать его демонстративность.

Объяснять ему, что вежливость не должна быть только показной и казаться постоянно лишь обузой.

Уделять достаточное внимание ребенку при любых обстоятельствах и повышать его самооценку.

Не ругать за грубость дома, а пытаться разобраться – почему, почему он как хамелеон.

Помнить, что ребенок «подражает» Вам, и давать ему хорошие примеры для такого «подражания», особенно в семье.

Не «дрессировать» своими воспитательными воздействиями ради благополучия других.

КАК РОДИТЕЛЯМ ПРИБЛИЗИТЬ образ реального ребенка к «идеальному»

Любить его безоценочной любовью.

Не пытаться сделать из него «комфортного» ребенка для себя и окружающих его людей.

Повышать его самооценку.

Четко представлять самим, в чем же должна заключаться его «идеальность», и стремиться воспитанием приблизить его образ к ней, не травмируя при воспитательных воздействиях его реальный образ.

Давать право на ошибки.

Уяснить самим, что «идеальность» – это весьма относительное и недосягаемое понятие.

КАК НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО вести себя родителям с ребенком с синдромом «позитивного самопредъявления»

Заставлять быть «пай-мальчиком», образцовым ребенком.

Превращать его вежливость в культ.

Ради вежливости обучать лицемерию.

Уязвлять «Я» ребенка в домашних условиях.

Осуждать его демонстративность.

Требовать от ребенка лишь отличных отметок.

Уделять ему минимум необходимого внимания.

Ситуация для родителей

За то, что шестилетняя Надя не сказала «до свидания» уходящей от них соседке, обидевшей девочку, мама выругала ее, назвав невоспитанной и нехорошей, доведя этими словами до слез.

– Нет, не я нехорошая, а она нехорошая, – защищалась, как могла, всхлипывая, Надя. Но мама вместо того, чтобы успокоить свою дочь, поставила ее в угол, приговаривая:

– Я тебе покажу, как дерзить. Ты должна слушать взрослых и быть с ними вежливой, если даже они обижают тебя. Понимаешь, должна и обязана.

Но Надя всхлипывала все сильнее и сильнее.

? В чем ошибка поведения мамы Нади?

Идеальный человек, скорее всего, похож на дистиллированную воду, настолько идеальную, что не имеет вкуса. А каково, если вода без вкуса?

Когда-то в бывшем СССР идеального человека называли «голубым человеком» по аналогии с названием книги Лазаря Лагина, известного многим автора «Старика Хоттабыча», «Голубой человек». Это сегодня понятие «голубой» вызывает несколько иные ассоциации, а в середине XX века книга Лагина «Голубой человек» превратила это понятие в идеального человека, в человека с настолько высокими моральными качествами, что вряд ли можно поверить, что такие люди вообще существуют.

По идее романа, советский юноша Георгий Антошин благодаря фантастическим обстоятельствам переносится из пятидесятых годов прошлого века в Москву 1894 года, где среди людей дореволюционной России он, уже успевший пожить в «светлом завтра», кажется всем голубым.

Сам писатель, разъясняя смысл слова «голубой», ссылается на беседу с неким семинаристом, поведавшим ему, что словосочетание «голубой человек» идет из актерской среды. Так называли героев пьес, которые не курили, не пили, не обращали никакого внимания на девушек, зато думали – как принести пользу народу.

Все это было настолько неестественно для жизни, что актерам играть такие роли казалось противно, а умудренные житейским опытом зрители считали, что таких людей на свете просто не бывает, что это – «несуществующие» люди, как «идеальный человек» Платона.

А когда речь идет об идеальных детях, то мы хотим от них гораздо больше, чем мог позволить себе самый идеальный голубой из голубых несуществующих людей.

Так надо ли быть Вашему ребенку голубым, в высоком смысле этого понятия?

Не жить же ему в самом деле на острове Утопия, где очевидно, может, пригодились бы такие качества.

Да, но «утопия» – такое место, которого на свете нет. А выдумавший это государство лорд-канцлер при дворе английских королей, прославленный им Томас Мор, вначале «потерявший голову» от своих фантастических грез в переносном смысле, в итоге все-таки лишился головы на эшафоте в своей неутопической стране.

Так что не стоит, чтобы идеальность ребенка стала его утопической чертой.

Недаром одно из коротких изречений, дошедших к нам из Древней Греции, семи известных мудрецов, написанных в дельфийском храме, уже тогда гласило: «Мера – важнее всего». И в идеальности тоже должна быть мера.

Из книги Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях автора Нефедова Марина

Мой ребенок – вор? – Катя, в ящике стола лежали пять тысяч, ты не брала?Катя мотает головой.– Я вчера у Лешки видела пятьсот рублей, – вставляет Лиза. – Спрашиваю: откуда? Говорит, не твое дело, накопил.Света идет в детскую. Из карманов брошенных на пол Лешкиных штанов

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Как растет ребенок? У годовалого ребенка темпы физического роста несколько замедляются, зато нервно-психическое развитие прогрессирует не по дням, а по часам.К своему первому дню рождения ребенок весит от 10 до 12 кг, имеет рост от 75 до 85 см, окружность головы 46–47 см, а во

Из книги Ультрасовременный ребенок автора Баркан Алла И.

«Мой ребенок ничего не ест» Другая проблема, вызывающая беспокойство у родителей, а тем более у любящих бабушек, – стойкое снижение аппетита у ребенка.Аппетит (от латинского appetitus – стремление, желание) – приятное ощущение, связанное с потребностью в пище, а также

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

«И остался у мамы-козы только один деть», или Одинокий неодинокий ребенок (С какого возраста Ваш ребенок может оставаться дома один) И еще одна особенность современного ребенка – это частое вынужденное одиночество из-за того, что родителям приходится много работать или у

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Педагогическое наследие автора Корчак Януш

Как развивается ребенок В общении младенца, как и прежде, главенствующая роль принадлежит обычно положительным эмоциям. Плач, крик отходят постепенно на задний план. У многих малышей все больше совершенствуется лепет, младенец чаще и отчетливее произносит вслух

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Застенчивый ребенок Учащается пульс, повышается адреналин и кровяное давление, сильно бьется сердце, выступает пот, в животе «что-то замирает», лицо бледнеет или, наоборот, краснеет до пунцовости, движения становятся неловкими, речь – тихой, невнятной… Кому не знакомо

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна Из книги автора

Наедается ли ребенок? Как я могу узнать, что мой ребенок получает достаточно молока?По истечении первого или второго месяца вы будете интуитивно знать, что ваш ребенок получает достаточно молока. Он будет тяжелее и по весу, и на вид. В первые несколько недель, однако, это не

Из книги автора

Односторонний ребенок Если ребенок предпочитает одну грудь другой или берет только свою любимую, не волнуйтесь. Дети быстро узнают, какая грудь работает лучше, и остаются с более легкой стороны. Кроме того, дети обычно прекрасно растут, получая питание из одной груди.

Из книги автора

Недоношенный ребенок Эти особые дети имеют особые потребности: они нуждаются в дополнительном питании и повышенном уходе.Вот когда кормящая мать проявляет себя во всем блеске. Последние достижения в интенсивной терапии новорожденных увеличили ваши шансы на то, чтобы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: