Основные стратегии здорового образа жизни. Проект стратегии здорового образа жизни от Минздрава. Как снизить смертность? Профилактика прежде всего

Минздрав России подготовил "Информационно-коммуникационную стратегию по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года". Главные задачи документа - снижение смертности от всех причин с 13,3 в 2012 году до 11,4 на 1000 населения к 2020 году. Предстоит увеличить и ожидаемую продолжительность жизни - с 70,5 до 74,4 лет.

Главными способами достижения этих целей министерство считает информирование населения об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний; обеспечение доступности медицинской помощи по диагностике неинфекционных заболеваний. А кроме того, снижение потребления алкоголя и табака, наркотических средств и психотропных веществ, повышение уровня физической активности. Число центров медицинской профилактики должно вырасти с 90 до 320, количество центров здоровья - с 695 до 850. Сеть кабинетов медицинской помощи по отказу от курения должна достичь 5000 с сегодняшних 669, а служб "Телефон доверия" - с 516 до 1050. Линию на формирование у населения принципов здорового образа жизни минздрав обозначил еще в начале приоритетного нацпроекта "Здоровье". Именно тогда начали создавать по всей стране центры здоровья, которые ежегодно посещают 2,5-3 млн человек.

У нас можно проверить свое сердце и сосуды, функцию легких, уровень сахара и холестерина в крови, то есть все основные показатели, которые отражают, здоров ли человек, все ли у него в порядке, - рассказала "РГ" исполняющая обязанности заведующего центром здоровья при московской городской поликлинике N 69 Маргарита Смольская. - Особым спросом пользуется биоимпеданс - исследование, которое показывает, сколько у человека жировой и мышечной массы, сколько жидкости в организме и т.д. Мы даем рекомендации по питанию, по отказу от курения, по уходу за полостью рта и т.д. И все это бесплатно и сидеть в очереди не приходится.

Многие удивляются, впервые увидев свое сердце на экране кардиовизора, и это производит большое впечатление, - дополнила врач-терапевт центра здоровья в Калуге Алевтина Гутник. - Мы очень рады, когда приходят бабушка или мама и приводят к нам сына или внука - начинать следить за своим здоровьем надо смолоду. И в последнее время молодежи приходит больше.

Проект новой стратегии дополняет уже принятые меры по формированию здорового образа жизни. Но ее выполнение потребует изменений в ментальности населения, а это, как известно, задача самая сложная и долговременная. Насколько цели достижимы?

Стратегия по формированию здорового образа жизни - политика очень правильная, и это доказано опытом многих стран, - уверен директор Государственного научного центра профилактической медицины профессор Сергей Бойцов. - Ощущение того, что информации о сохранении здоровья сейчас много, ложное: на государственном уровне ее важность для сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни стали осознавать и распространять лишь 2-3 года назад, хотя ученые знали о роли такой информации давно. Однако до сих пор у нас не обучали этому не только детей в школе, что обязательно нужно делать, но и врачей не учили тому, чему они должны учить своих пациентов.

Правда, специалисты отмечают и некоторую декларативность заявленных целей - не всегда понятно, как конкретно их достигать, за счет каких ресурсов.

Появление документа можно приветствовать, поскольку предлагаемые меры в целом правильны, - считает заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России профессор Фарит Кадыров. - Многие показатели, которые должны быть достигнуты, к сожалению, не основаны на четких статистических данных, ими можно манипулировать. Например, распространенность потребления табака среди детей и подростков. Здесь нельзя доверять отчетам регионов - нужны специальные обследования.

Цели и задачи, поставленные стратегией, абсолютно правильные, тут нечего возразить, - комментирует директор НИИ общественного здоровья РАМН академик РАМН Рамил Хабриев. - Однако смущает то, что в проекте не прописана ответственность "смежников" - других министерств и ведомств, от которых зависит их выполнение. Стратегия должна стать межотраслевой, а минздрав может выполнять роль координатора.

По данным Министерства здравоохранения причиной 75% смертей в России являются неинфекционные заболевания , это в основном , инфаркт, инсульт, сахарный диабет, астма и другие хронические заболевания органов дыхания. По мнению медиков, этот показатель свидетельствует о том, что проблемы со здоровьем у россиян в основном возникают из-за отсутствия физической нагрузки, неправильного питания, употребления алкоголя, курения и неблагоприятной экологии.

Исходя из этого, специалисты Минздрава разработали и представили на утверждение проект стратегии здорового образа жизни до 2025 года, которая должна снизить уровень смертности населения нашей страны на 25%. Проект состоит из нескольких частей, среди них особо важными являются:

1. Активная пропаганда здорового образа жизни . Для выполнения этого пункта Минздрав предлагает строить как можно больше спортивных площадок, доступных для всех слоев населения. С маленьких лет необходимо приучать детей заниматься спортом, показывая им пример и активно вовлекая их в различные спортивные кружки и соревнования.

2. Увеличить охват населения диспансеризацией и вакцинацией . По мнению авторов стратегии в ближайшие годы необходимо довести охват взрослого населения диспансеризацией до 25% в год, а вакцинации против гриппа до 100%. Прямого принуждения при этом не будет, люди должны сами понимать необходимость этих процедур и важность заботы о своем здоровье.

3. Обеспечить медучреждения оборудованием и лекарствами . Чтобы уменьшить смертность населения нужно добиться того, чтобы к 2025 году все медучреждения соответствовали стандарту лечения, согласно которому они должны быть на 80% обеспечены базовыми технологиями и основными лекарствами.

4. Борьба с курением и алкоголизмом . Чтобы к 2025 году сократить употребление алкоголя среди мужчин старше 15 лет на 10%, а табака на 23%, а среди женщин на 12% Минздрав предлагает:
- размещать на бутылках информацию о пагубном влиянии алкоголя на здоровье, также как на пачках сигарет.
- ограничить или полностью запретить рекламу алкоголя.
- повысить акцизы на табак и алкоголь.
- увеличить минимальный возраст для покупки алкоголя с 18 лет до 21 года, а сигареты вообще не продавать лицам, родившимся после 2015 года.
- запретить продавать сигареты и алкогольные напитки через Интернет.
- разработать техрегламенты, в которых должны быть четко указаны требования к спиртосодержащей продукции и ее безопасности. Они должны способствовать подавлению производство нелегальной продукции.

5. Борьба с нездоровым питанием . Минздрав считает, еще одним врагом долголетия являются фастфуд и другие вредные для здоровья продукты. Для выработки у населения здоровых пищевых привычек ведомство рекомендует:
- увеличить количество столовых и кафе с полезной и диетической едой.
- предоставить налоговые льготы производителям экологически чистых и полезных для здоровья продуктов.
- ввести акцизы на продажу вредных продуктов.
- ограничить время показа рекламы вредных продуктов на телевидении - фастфудов, чипсов, газированных напитков, сникерсов, колбасных изделий и других продуктов с избыточным содержанием жира и сахара.
- ввести дополнительную маркировку для продуктов с повышенным содержанием сахара, законодательно закрепить требования к маркировке продуктов, где должна быть изложена полная и доступная информация о содержании углеводов, насыщенных жиров, сахара и калорийности.


Несмотря на то, что в Минпромторге и Минсельхозе стратегию здорового образа жизни Минздрава поддерживают, некоторые его пункты вводить в ближайшие годы они не планируют. По мнению специалистов Минпромторга концепция ограничения рекламы и размещения информации о вреде алкоголя на бутылках требует детального анализа. Например, о введении предупреждающих изображений на алкоголе заместитель руководителя Минпромторга Виктор Евтухов заявил: "Будет удивительно, если на красивой бутылке водки "Царской" ленинградского розлива с портретом Петра 1, вместо царя будет портрет алкоголика с гнилыми зубами и синяками под глазами".

Вводить акцизы на сладкие напитки в ближайшие три года также не будут, так как по данным Минфина в бюджет 2017-2019 года такие сборы не закладывались. Заместитель министра Минкомсвязи Алексей Волин также высказался против пункта ограничения рекламы вредных продуктов, заявив: "Минздрав не определяет, какие продукты рекламировать, а какие - нет. Если следовать их стратегии, то рекламировать можно будет только диетический творог ".

По мнению Минпромторга и Минкомсвязи люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они едят и что делают. "Допускать диктант медиков над повседневным поведением граждан нельзя!" - так считают те, кто против ограничения рекламы колбасы, фастфуда, сникерсов и других сладких вредных для здоровья продуктов. А вы согласны с ними?

- Вернуться в оглавление раздела " "

Министерство здравоохранения РФ вынесло на общественное обсуждение проект Стратегии по формированию здорового образа жизни на период до 2020 года. Документ с полным названием «Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» определяет приоритетные направления пропаганды здорового образа жизни. Ознакомиться с документом и дать свои комментарии можно на Едином государственном портале http://regulation.gov.ru/project/7287.html.

Основная цель Стратегии - снижение заболеваемости и смертности населения РФ за счет уменьшения распространенности основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у населения.

Основные задачи: информирование населения об основных факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний; обеспечение доступности медицинской помощи по диагностике неинфекционных заболеваний; снижение потребления алкоголя и табака среди населения; предупреждение и снижение уровня немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и повышение уровня физической активности, приверженности рациональному питанию, снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки у населения Российской Федерации.

Стратегия предусматривает ряд мер, направленных на решение вышеупомянутых задач, и конкретные результаты. В частности, к 2020 году ожидается:

Увеличение числа кабинетов медицинской помощи по отказу от курения с 660 до 5000,

Снижение потребления алкоголя (в литрах на душу населения) с 13,0 (2012) до 10,0 (2020),

Снижение распространенности табака среди детей и подростков до 15%; среди взрослого населения – с 35% до 25%,

Снижение общей смертности от всех причин - с 13,3 (2012) до 11,4 на 1000 населения,

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74,4 лет.

Наряду с обязательствами государства по обеспечению охраны здоровья на граждан России Стратегией также возложены обязательства по заботе о собственном здоровье, соблюдению определенных норм и правил.

Комментарии экспертов:

Как отмечают ведущие специалисты по профилактике, неинфекционные заболевания являются причиной 75% летальных исходов в России. Причем 40% населения умирает в возрасте до 60 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания, онкология, хроническая обструктивная болезнь легких и сахарный диабет являются основными причинами смертности. С 2003 года в России уровень смертности постепенно снижается. Сейчас мы достигли показателя 729 смертей на 100 тысяч населения. Эти цифры могут быть гораздо ниже. Но только лишь усилиями медиков снизить смертность невозможно, здесь важна всесторонняя работа. Информирование широкой общественности - одна из важнейших частей этой работы. Кроме того, данная стратегия предусматривает увеличение количества Центров здоровья, в которых любой гражданин может бесплатно пройти диагностику и получить рекомендации, направленные на оздоровление образа жизни, а также открытие кабинетов профилактики и кабинетов помощи по отказу от курения. Помимо борьбы с вредными привычками важно внимательно относиться к уровню двигательной активности и к своему питанию. Такие простые меры, как прохождение не менее 10 тысяч шагов, а также употребление не менее 5 порций овощей и фруктов в день помогают защитить организм от сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета

Иван Бланарик, Cо-Председатель Российско-Американского фонда «Здравоохранение», генеральный директор компании «Берингер Ингельхайм»: «Сегодня 8 из 10 смертей вызвано хроническими неинфекционными заболеваниями. По данным международных исследований, за последние 100 лет только от сердечно-сосудистых заболеваний умерло вдвое больше людей, чем от конфликтов и войн, включая Вторую Мировую Войну. При этом большинство этих смертей можно было предотвратить. Несмотря на огромные финансовые инвестиции и научные разработки, волшебной таблетки пока нет и не предвидится. Сегодня, неинфекционные заболевания остаются серьезным противником. Победить его мы сможем только все вместе: государство, предпринимающее такие шаги, как данная Стратегия; бизнес, который должен заботиться не только о своих сотрудниках, но по мере возможностей, и об обществе в целом, как скрупулезным отношением к своей работе, так и с помощью информационных и социально значимых проектов. И самое главное – каждый из нас должен отвечать за собственное здоровье, выполняя те минимальные рекомендации, которые способны оздоровить общество: отказ от вредных привычек, движение и правильное питание».

Дмитрий Борисов, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Равное право на жизнь", заместитель председателя правления Ассоциации онкологов России, Председатель отделения Общественного Совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области: «На мой взгляд, основной фокус Стратегии – снижение смертности от неинфекционных заболеваний – крайне актуален. Ведь они являются причиной более чем 60% всех смертей, согласно общемировой статистике. Соответственно, благодаря конструктивной государственной политике в области профилактики и лечения основных неинфекционных заболеваний (в первую очередь онкологических, сердечно-сосудистых болезней, диабета, заболеваний легких) можно предотвратить большое количество смертей и, следовательно, потерь национальной экономики, индексов человеческого потенциала. Однако нынешняя редакция документа имеет однонаправленный характер, делая основной акцент только на профилактике и ранней диагностике, и полностью исключает значимость такого важного аспекта как доступность лечения. При этом – все рекомендации ООН и ВОЗ в области борьба с НИЗ призывают страны использовать сбалансированный подход при формировании национальных стратегий. На сегодняшний день в этой области у нас в стране существуют большие проблемы – в первую очередь из-за серьезного недофинансирования здравоохранения. Как следствие – ежегодно Россия теряет сотни тысяч пациентов, которых можно было бы спасти. Поэтому подход к реализации Стратегии, основной целью которой является именно снижение смертности, должен быть очень сбалансированным: нельзя делать перекос только в сторону профилактики или только ранней диагностики. Необходимо помнить о том, что без эффективного лечения полноценной помощи пациентам оказано быть не может».

Дмитрий Напалков, д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ имени И.М.Сеченова: «Данный законопроект, действительно, необычайно важен. Ситуация с сердечно-сосудистой заболеваемостью в стране довольно серьезная: к сожалению, мы входим в лидирующую группу стран по уровню смертности от заболеваний сердца и сосудов. При этом инсульты и инфаркты,приводящие к летальным исходам можно предупредить как медикаментозными мерами (постоянный прием антигипертензивных препаратов при артериальной гипертензии, современных антикоагулянтов при фибрилляции предсердий и т.п.), так и немедикаментозными мероприятиями. Но, как уже неоднократно отмечалось всеми ведущими кардиологами страны, без общей стратегии улучшения состояния здоровья населения все немедикаментозные меры, которые способны достоверно снизить сердечно-сосудистый риск и увеличить продолжительность жизни, реально практически не используются нашими пациентами. Большинство пациентов хочет получить лекарства, которые решат все проблемы, но мал кто готов изменяиь неправильный образ жизни на здоровый. Я усматриваю единственную сложность не в стратегии, а в ее реализации: если она будет поручена дополнительно к основной работе ("в нагрузку") врачам амбулаторно-поликлинического звена, то, боюсь, что они не смогут осуществить ее в полном объеме».

Олег Лобанов, генеральный директор группы компаний «КорпусГрупп»: «Наша компания занимается организацией питания на крупнейших производственных площадках страны, таких как «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «Русал», «Башнефть» и др. За годы работы мы собрали интересную статистику. Число больничных листов сокращается, если рабочие ходят обедать в столовую, а не носят перекусы с собой. Крупные предприятия вводят дотации на питание сотрудников, благодаря чему число питающихся в столовой вырастает до 90%. Среди тех, кто не посещает столовую, до 24% вообще не едят на работе, что приводит к серьезным нарушениям пищеварительной системы. По данным Росстата каждый десятый больничный лист работники добывающих предприятий берут в связи с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта»

25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». Milknews изучил сформулированные по итогам рекомендации и разобрал, что предусматривает стратегия ЗОЖ в области пищевых продуктов.

Стратегия ЗОЖ
Проектом, направленным на формирование здорового образа жизни в России является «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», в него заложены меры по формированию приверженности населения к здоровому питанию, борьбе с формированием вредных привычек, а также мотивации граждан к занятиям спортом. Стратегия должна на 25% сократить смертность россиян от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, диабета и заболевания органов дыхания.

25 января в Общественной палате прошли общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения». В слушаниях приняли участие представители Минсельхоза, ФАС, Роспотребнадзора, Торгово-промышленной палаты, РСПП, «Деловой России» и других организаций экспертного сообщества. Минздрав приглашение на мероприятие проигнорировал.

В ходе съезда участники единогласно дали отрицательную оценку проекту в текущем виде, т.к., по их мнению, стратегия должна отражать системный подход, а не предлагать меры, которые не только не позволяют достичь поставленных целей, но и могут повлечь за собой негативные последствия для продовольственного рынка. Участники слушаний выделили основные аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:

  • Повышение доступности продуктов, составляющих сбалансированный рацион питания
  • Популяризация ЗОЖ
  • Снижение потребления табачной и алкогольной продукции
  • Повышение физической активности граждан
  • Формирование у потребителей привычки к сбалансированному и рациональному потреблению питания

По данным, представленным в тексте проекта, более половины всех смертей россиян в 2014 году были вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня среди всех граждан (здоровых и больных) частота высокого сердечно-сосудистого риска составляет у мужчин - 53,3 %, у женщин - 37,7 %. По мнению Минздрава, главными причинами проблем со здоровьем являются вредные привычки и отсутствие рационального питания, плохая экология и отсутствие физических нагрузок.

Для борьбы с нездоровым питанием ведомство предлагало:

  • организовать сети столовых и кафе со здоровой и диетической едой. Для граждан, которые находятся за чертой бедности, обслуживание там может быть бесплатным.
  • законодательно предоставить налоговые льготы производителям продуктов здорового питания
  • ограничить время показа на российском ТВ рекламы вредной еды (сладкие газированные напитки, чипсы, фастфуд, шоколадные батончики, другие кондитерские изделия с избыточным содержанием жира и сахара, колбасные изделия)
  • ввести акцизы на вредные продукты (акцизы на сладкие напитки обсуждают уже долгое время, но не так давно ФАС эту идею поддерживать отказалось).


Критика

Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков отмечает , что продукты разделены на «вредные» и «полезные» по непонятным критериям. Используемая терминология позволяет отнести молочную продукцию с небольшим содержанием жирности к здоровым продуктам, а с большим - к вредным, поясняет исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин неоднократно заявлял , что министерство против инициативы регулирования рекламы тех или иных продуктов. По его словам, «не дело Министерства здравоохранения определять, какие продукты рекламировать, а какие продукты не рекламировать. Если идти в этой логике, то рекламировать можно будет только диетический творог. Люди сами должны отдавать себе отчет в том, что они делают и что они потребляют. Допускать диктат медиков над уже повседневным поведением обычных граждан - это чрезмерно». Главной проблемой проекта по мнению Минкомсвязи является то, что на настоящий момент стратегия предполагает дискриминацию отдельных пищевых продуктов (она содержит положения, согласно которым некоторые продукты признаются способствующими развитию заболеваний).

В отчете Общественной палаты по итогам слушаний указано, что международная практика показывает, что ограничение рекламы и продажи продукции на основе её несоответствия ЗОЖ не дает результатов, т.к. не меняет потребительское поведение. Кроме того, ограничения продажи фактически безопасных товаров лишь приведут к увеличению потребления суррогатной продукции.

Участники рынка, в свою очередь, предлагают пересмотреть эту политику и уделять больше внимания популяризации здорового питания и поощрению выпуска продуктов данной категории, и считают, что если принять стратегию в том виде, в котором она есть сейчас, Российская Федерация утратит репутацию производителя качественной и безопасной пищевой продукции на мировом рынке. Одновременно с этим, сам рынок не стоит на месте: компании-производители голосуют за саморегулирование, т.к. они сами вводят стандарты для пищи, основанные на данных ВОЗ, Европейского агентства по безопасности продуктов питания и других ведомств, и придерживаются принципов социально-ответственного маркетинга.

Представители потребительского рынка отметили, что популяризация ЗОЖ невозможна без повышения доступности товаров здорового питания и повышения доходов населения. В документе есть пункт о пересмотре потребительской корзины, ФАС назвал его бесполезным - по мнению ведомства, потребление тех или иных продуктов в большей степени зависит от материального положения потребителя, чем от актуализации потребительской корзины.

Министерство экономического развития вслед за ФАС и ОП также раскритиковало проект стратегии Минздрава по формированию здорового образа жизни из-за отсутствия финансово экономических расчетов. Минздрав считает, что выполнение стратегии не потребует дополнительных трат из бюджета, но расчетов, подтверждающих это, в документе нет.

В Минэкономразвития увидели в стратегии предложения, которые «определенно потребуют дополнительных денег»: «Расширение обязательств государства по бесплатному обеспечению граждан в настоящее время не представляется возможным, поскольку не обеспечено источниками финансирования», - пришло к выводу Минэкономразвития. Речь идет о лекарствах для новых категорий пациентов (сейчас предусмотрено лекарственное обеспечение для лечения определенных болезней и для некоторых льготных категорий граждан).

Что нужно менять
В целом, исходя из мнения всех участвующих ведомств, стратегию необходимо дорабатывать - в первую очередь, в области ограничительных и запретительных мер к отдельным группам продуктов питания.
Например, по документу необходимо ограничить продажу т.н. «сладких напитков» рядом с общеобразовательными учреждениями - такая размытая формулировка может привести к запрету продуктов с добавлением вообще любого количества сахара.

Подобные нестандартизированные термины встречаются в проекте повсеместно - например, ограничение «фруктовых и ягодных напитков» может привести к запрету вообще всей продовольственной группы, потому что без учета особенностей производства нектаров и сокосодержащих вся группа напитков может не соответствовать продуктам здорового питания. Аналогично неясно, что понимается под абстрактной формулировкой «вредные продукты питания» и «переработанные мясопродукты».
В области табачной и алкогольной продукции также существует множество несоответствий - в документе фигурируют термин «наносящие вред здоровью товары», в то время как по техническому законодательству до реализации допускаются только безопасные для здоровья товары.
Ранее Минздрав

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: