Плавучий город нефтяные камни азербайджан. Хрущев и нефтяные камни. Фото Нефтяные Камни

Нефтяные Камни (азерб.Neft daslar ) - крайняя восточная , сухопутная точка Азербайджанской Республики, посёлок городского типа, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на стальных эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), чуток выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, меж которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на коих размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни считается в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа.

Из истории


Памятник нефтяникам на Нефтяных Камнях

Нефтяные Камни - это неповторимое морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по размеру добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За небольшой срок в открытом море, на расстоянии до 100 км от берега были изготовлены огромные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни числятся столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Стройку поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, 2 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено стройку нефтесборных пт, 3-х 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, био установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром примерно приблизительно 350 милим. до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автоматических движение. Меж Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается систематическое пароходное и вертолетное сообщения.

Этимология

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - ещё задолго до открытия этого месторождения ученые узрели в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти горы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камешков начали учить уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: популярного исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, Мтр. Ф. Мир-Бабаева и практически всех других.

Добыча нефти


Буровые вышки Нефтяных Камешков

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который ещё 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К собственному прошению он приложил неповторимый для такового времени проект, в соответствии коему предполагалось выстроить сооружение особенного водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 мтр) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи.


Почтовая марка СССР 1971 года, посвящённая Нефтяным Камням

В случае фонтана предусматривалась особенная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря возле Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным способом выявить техно возможность добычи нефти и экономические условия такового способа эксплуатации.

1-ая практическая работа по исследованию геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в итоге коей были обнаружены совсем огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-й в мире скважины № 71, построенной в 1924 году на выполненных из дерева сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 годах, были построены ещё 2 основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. 1-ое основание, сооруженное на расстоянии 270 мтр от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 мтр, имело площадь 948 мтр и длину 55 мтр.

1-ый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе управляющего десанта Николая Байбакова, создателя идеи о морских залежах нефти, начальника изготовленного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и спеца по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме такового, были профессионалы мастера строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, какие осуществляли в жизнь стройку первых производственных объектов на сваях.

Промышленная разработка Нефтяных Камешков

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для сотворения плацдарма бурения использовали отслуживший личный срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камешков и затопленный на данной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Миши Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября такового же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 мтр, а ее дневной дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого воздействия решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения 2-ой скважины, туда привели и наполовину затопили ещё 7 старых, буквально непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров 7 кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

2-ая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и 1-ая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камешков. В 1952 году 1-ый разов в мировой практике началось стройку эстакады, которая должна была соединить искусственные стальные острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой неповторимое явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из их действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи 1800-2000 т нефти, 50 % скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение соединено с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром примерно приблизительно 350 милим.. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Транспортировка нефти


Доки на Нефтяных Камнях

В феврале 1951 года 1-ый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камешков встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камешков, по коему в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Новая история

В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 км. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд мтр попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из коих дает в среднем до 5 тонн нефти в день.

Непосредственно на Нефтяных Камнях 1-ый разов был основан абсолютный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали проф опыт и навыки в сложнейших морских аспектах. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях 1-ый разов в СССР был апробирован метод бурения с 1-го основания нескольких наклонно-направленных скважин. В грядущем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Хрущев и Нефтяные Камни


5-9 этажные дома для нефтяников-вахтовиков на Нефтяных Камнях

В 1960 году 1-ый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев посетил Нефтяные Камни и оперативно решил две серьёзные трудности месторождения:

  • 1) дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами; в тот период это были МИ-4, а позже МИ-8 (до этого обитателей нашей планеты, продукты, всевозможные продукты доставляли с берега только морским способом; и
  • 2) распорядился строить 5-9 этажные дома на насыпных основаниях (до его визита там строились 1-2 этажные дома на сваях). Таким образом, была решена важная неувязка жилья для нефтяников-вахтовиков: в 1-ое же время работы на Нефтяных Камнях нефтяники жили в каютах старых кораблей, затопленных около островков.

Новая история

В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 мтр, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 мтр. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С данной платформы планируется бурение 12 новейших скважин при средней глубине 1800 мтр.

О.БУЛАНОВА

Инженерам знакома техника строительства на искусственных островах и на сваях. Но вот чтобы целый город был построен на сваях, да еще и не просто город, а специальное поселение рабочих-нефтяников, добывающих нефть в открытом море за десятки километров от берега, – такого человечество не знало никогда.

Однако такое чудо было построено – в 1949 г. в 42 км от Баку в открытом море, и факт этот был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. Город получил название Нефтяные Камни. На это место обратили внимание еще в 30-х гг. Называлось оно Черные Камни. Это была небольшая гряда еле выступающих над поверхностью Каспия скал.

Название скал – Черные – возникло не просто так. Еще издревле мореходы замечали, что и скалы, и вода вокруг черная от сочащейся из глубины нефти. Молодой советской стране нефти было нужно все больше и больше, и появилось решение начать в этом месте ее добычу. Но в открытом море нефть еще никто никогда не добывал, хотя вопрос этот подымался еще в 1896 г.

Тогда идея был отклонена, но ровно через 50 лет о ней вспомнили и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция АН АзССР. Выяснилось, что разливы нефти там неслучайны – под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни с буксира «Победа» высадился первый десант азербайджанских нефтяников.

Интересно, что возглавлял десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР.

Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения – людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое – создать «остров погибших кораблей», точнее – специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и притопили его – чтобы не уплыло. В его помещениях устроили спальные и рабочие места.

Летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины. Объем поражал: в сутки добывали 100 т. В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю.

Опыт с «Чвановым» оказался удачным, и перед бурением второй скважины к ней привели еще несколько списанных судов и превратили их в искусственный остров, условно называемый Островом семи кораблей. Именно с этого момента можно отсчитывать «сухопутную» историю Нефтяных Камней. Суда послужили фундаментом и начальной точкой насыпной дамбы с бетонной подушкой, создание которой позволило построить на Нефтяных Камнях многоэтажные дома. В числе этих кораблей был , построенный в 1887 г. по инициативе и чертежам Нобелей.

Скважина на Острове семи кораблей, вторая по счету, дала нефть в первой половине 1950-го, причем ее количество немногим уступало количеству из первой скважины. Стало ясно: ученые не ошиблись – ставка на морское дно оказалась верна. Было принято принципиальное решение – перевести Нефтяные Камни из стадии разведки в стадию промышленной добычи нефти.

Уже в феврале 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, стал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта в Дюбенди. В том же году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Два металлических искусственных острова из «погибших» кораблей было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях. Чуть позже на острова завезли полмиллиона кубометров скальных глыб и песка, вокруг соорудили волноломы и причалы.

Строительство эстакады началось в 1952 г. К концу 50-х Нефтяные Камни представляли собой уже довольно крупный рабочий поселок с двумя электростанциями, котельной, баней, медпунктом. Для рабочих были построены 16 двухэтажных деревянных бараков. Самый старый барак («первый дом») был сдан в эксплуатацию 3 марта 1949 г.

Чтобы доставлять рабочих на вахту, к максимально близкой точке на краю Абшерона – острову Пир-Аллахи – подвели железнодорожные пути и пустили по ним электричку из Баку (сам остров соединили с материком дамбой).

Чуть позже морское сообщение наладили прямо с морвокзала Баку, но все же плавание было крайне утомительным (8-9 часов), особенно в плохую погоду (12-13 часов). В шторм же оно вообще прекращалось. Поэтому на Нефтяные Камни был запущен вертолет.

Новый виток в развитии поселка пришелся на 60-е. В те времена Нефтяные Камни по праву считались гордостью СССР. Дело даже не в том, что это месторождение давало до 60% всей добытой в советских морях нефти, а в том, что это было поистине передовое достижение советской науки и техники.

К 70-м Нефтяные Камни обрели уже более-менее современный облик. Здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Разбили даже парк с деревьями. В 1981 г. построили 78-километровый трубопровод к Абшеронскому полуострову – чтобы нефть было удобнее доставлять на материк.

На Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

Также там впервые был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем - они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни».

Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. .

Среди огромного количества удивительных мест нашего Земного шара достойное место для внимания современных людей, занимает морской город Нефтяные Камни. Это посёлок городского типа, который располагается в Азербайджанской части Каспийского моря, всего в сорока двух километрах от Апшеронского полуострова. Устроен такой городок на металлических эстакадах, которые были возведены в 1949 году, благодаря тому, что тут началась добыча «чёрного золота» с морского дна, вокруг Чёрных камней – это уникальные каменные банки, которые чуть-чуть выступают из-за поверхности воды. Ещё задолго до того, как в данной местности была открыта нефть, учёные стали замечать, что в Каспийском море есть скалы, покрытые нефтяной плёнкой. Их изучение стартовало в 1859 году.

Нефтяные камни город в море окружают каменные рифы, между которыми есть надводные, а также подводные камни. Также недалеко от этого места располагаются Южная и Северная гавань, они были созданы с помощью затопленных суден. Также здесь имеются буровые вышки, которые между собой эстакадами, именно на них присутствует поселок рабочих нефтепромыслов. Данный населённый пункт считается самым восточным в Азербайджане.

По большому счёту, Нефтяные Камни – это уникальное место, которое считается одним из самых выдающихся событий во время развития нефтяного дела страны, где располагается данный посёлок. К тому же, этот город является одним единственным во всём мире, так как находится и сооружен на сваях. За небольшой промежуток времени, в открытом море, всего в ста километрах от берега были сооружены достаточно масштабные морские промыслы, которые оснастили лучше, по тем стандартам, техникой. К тому же Нефтяные Камни считают столицей Каспийского шельфа.

История возникновения города… Главным инициатором, который предложил добывать нефть с морского дня является В.К. Згленицки – горный инженер. В 1896 году он решил обратиться в горный департамент Баку с просьбой, позволить ему пробурить скважину в Биби-Эйбатской бухте. К такой просьбе инженер приложил проект, в соответствии с которым предполагалось возведение сооружения, которое являлось водонепроницаемым помостом, вы сотой до четырёх метров над уровнем моря, с наличием специального пуска для добывания нефти. Также исходя из проекта, предусматривалось наличие специальной баржи, которая бы отличалась грузоподъёмностью до двухсот тысяч тонн, с помощью которой можно было бы с лёгкостью доставить нефть на берег. Но правительство отклонило просьбу, но признало, что дно моря является нефтеносным.

Самые первые работы, благодаря которым происходило изучение геологической структуры акватории Нефтяных камней, происходили в 1946 году с помощью экспедиции, направленной от Академии Наук страны. В результате, учёным удалось обнаружить немалые запасы нефти.

В 1948 году, четырнадцатого ноября на небольшую группу островков было высажено несколько геологов, нефтяников и монтажников. Именно они осуществляли первые производственные объекты, располагаемые на сваях. Затем тут были построены первые буровые установок, а также домик для бригады.

И, после того, как была монтирована первая буровая установка, начались, достаточно мощные геологические исследования района Нефтяных Камней. Что касается возведения самого посёлка, всё началось в 19585 году. В то время соорудили две большие электростанции, с мощностью в 250 киловатт, очистные установки, нефтесборные пункты, больница, шестнадцать двухэтажных домов, баня, а также многие другие объекты. Самое удивительное, что к шестидесятому году, тут уже начал свою работу Бакинский техникум нефтяников. А с 1966 по 1975 года возвели лимонадный цех, хлеб завод, два общежития с пятью этажами, а также жилой комплекс в девять этажей. Со временем в этой местности разбили живой парк.

Современный город Нефтяные Камни очень развит. Он состоит из более двухсот нефтяных платформ, а протяжность переулков, улиц данной местности достигает трёхсот пятидесяти километров. За прошлые годы, тут добыли больше ста шестидесяти миллиона тонна нефти, а также около тринадцати миллиардов метров кубических нефтяного газа. Сегодня здесь действует около четырёхсот скважин.

Фото Нефтяные Камни

Нефтяные Камни - посёлок городского типа в Азербайджанской части Каспийского моря, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Он расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг так называемых Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря - еще задолго до открытия этого месторождения нефти ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. РайонНефтяных Камней начали изучать уже с1859года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Из истории

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акваторииНефтяных камней была осуществлена в1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения "Азнефтеразведка" С.Оруджев, осторожноприблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Начиная с этой даты, начались масштабные геологические исследования района Нефтяных Камней. Строительство самого поселка началось в 1958 г. Тогда были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и другие необходимые бытовые и технические объекты. К 1960 году там было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2-х газо-мазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2-х подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщение.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из1 -й в мире скважины №71 , построенной в1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в1932-1933 годах, были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

В настоящее времяНефтяные Камни - это более200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более160 млн тонн нефти и13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до5 тонн нефти в сутки.

Подготовил Рауф Гасанлы


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: