Помощь логопеда ребёнку. Логопеды для детей. С чего начинается работа логопеда с ребенком

Помощь логопеда неговорящему ребенку

Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми

раннего возраста

Сегодня перед логопедами и родителями стоит проблема задержки развития речи детей. Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Почему молчим? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей. Обратим внимание на родителей. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, индифферентные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Такие родители не хотят или не умеют играть с детьми с момента их рождения.

Как только ребенок пришел в адаптационную группу мы проводим обследование и наблюдаем за состоянием речи. Стараемся действовать на опережение, а именно уделять большое внимание профилактической работе. Ориентируемся на то, что все дети придут к нам, а значит, работу с ними и их родителями нужно начинать как можно раньше. В частных беседах родителям рекомендуем проконсультироваться у специалистов – отоларинголога, невролога, психолога. Иногда могут обнаружиться расстройства аутистического спектра, эмоциональные и неврологические проблемы, нарушения слуха. На встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком. Играть, смеяться, улыбаться, петь песни и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Занятия с детьми 2-3 лет требуют особого подхода. Не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 – 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. В данной статье описывается начальный этап логопедической работы – система занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной к нему речи. Описанные ниже игры следует проводить индивидуально или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста – непроизвольность поведения, неустойчивость внимания, несформированность общения со сверстниками – рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Работа с родителями

Логопед не только занимается с ребенком, но и консультирует родителей. Основной задачей является разъяснение того, как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать , многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистый стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки сначала на одну ножку, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговица. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Дождик идет. Надевай капюшон, а я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. Что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал и получилась лужа. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листья упали. Вот желтый лист. А этот какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажи, как много листьев.

Приготовление обеда. Я готовлю суп. Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Вот картошка, а это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. Осторожно, плита горячая! Что это? Морковка и лук. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? Теперь надо посолить. (т.д.)

Построим домик. Смотри какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? Где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик большой или маленький? Покажи. Большой? Я поставила кубики теперь ты ставь. (т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребенка (записывать все слова, которые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровку» значения). Пассивного словаря – тех слов, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Хорошо, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки. Подготовить фотографии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях, регулярно закреплять пройденный материал и т.д.

Работа с ребенком

Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы.

1. Прятки

Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки»

Материалы. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры. Перед началом игры игрушки разложены в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку. Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу на полу. (и т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей)

Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.

- Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша подняла руку. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? (и т.д.)

В этой игре можно менять темы. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3. Покажи картинку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. (и т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличивать количество используемых картинок.

4. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.

Материалы. Тематические предметные картинки.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми предметные картинки изображением вверх. Можно дать общую инструкцию для всех или индивидуальную для каждого ребенка.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, что одевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфета», «сыр»).

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если они не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть.

5. Веселые загадки.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы.

Ход игры. Посадите детей в кружок. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально для каждого ребенка.

- Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он белый, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш).

6. Выполняем команды.

Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.

- Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте команды. Идите! Стойте! Поднимите руки верх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (т. д.)

В этой игре нужно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.

7. Что делает человечек?

Цель. уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры. Перед началом игры раздайте детям картинки.

- Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Я буду загадывать действия, слушайте внимательно, у кого подходящая картинка поднимает руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто ест? Кто прыгает? (т.д.)

Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке. Кто ест яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? (т.п.)

8. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой – мало.

- Посмотрите, тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жестом). Где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? Вот один кубик (логопед показывает жест). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

9. Где много, а где мало?

Цель. научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много».

Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (т.д.)

10. Большой или маленький.

Цель. Научить соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем – использовать картинки.

Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» – приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык жестов и этому учит детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.

Покажите детям большой и маленький мячики.

- Посмотрите, вот мячики, они одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите. (дети показывают жестами).

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11. Где что лежит?

Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует особо выделять в предложении.

- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (т.д.)

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи карандаш под коробку. Саша положи кубик на коробку. (т.д.)

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

- Витя, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (т.д.)

Л и т е р а т у р а

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

    Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С-Петербург: Союз, 1998.

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее - ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

Развитие речи у ребенка в возрасте 3-4 лет достигает максимума, ведь именно в этот период он говорит практически без умолку.
Специалисты утверждают, что четырёхгодовалые дети молчат только тогда, когда спят. Речь малыша в этом возрасте должна характеризоваться такими показателями:
● малыш познает базу грамматики;
● с легкостью создает рассказ и 4-5 предложений, глядя на картинку;
● словарный запас состоит примерно из 1000-1200 слов;
● меняет буквы в слове и глотает слоги.
Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в общении с другими детьми и могу уверенно чувствовать себя в обществе, с ним необходимо заниматься. Чаще говорите с чадом, но не усложняйте речь. Не торопитесь и тогда все получится. Помимо занятий с родителями рекомендуется включить занятия со специалистом, ведь врач-дефектолог точно знает, как сделать речь совершенной.
Логопедические занятия для детей 3-4 года в нашем центре проводит квалифицированный специалист логопед, который использует современные методики. В игровой форме дети учатся правильно излагать свои мысли, строить предложение, а также расширяют свой запас слов. Обратиться к нам вы сможете по номеру телефона, который указан в контактах сайта.

Занятия с логопедом призваны помочь ребенку овладеть правильной и красивой речью, четко формулировать и выражать свои мысли.

Речь состоит из 7-ми важных составляющих: грамматический строй, лексический строй, звукопроизношение, слоговая структура сложных слов, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, связная речь.

Логопед может работать с любыми возрастными группами - от детей 3 лет до людей зрелого возраста.

Квалифицированные специалисты нашего центра не только развивают умение правильно говорить, произносить слова и отдельные звуки, но и уделяют большое внимание всем составляющим речи:

  • развивают у детей слуховое и зрительное восприятие;
  • развивают внимание, память, мышление и мелкую моторику;
  • обогащают и уточняют словарный запас ребенка;
  • формируют правильное речевое дыхание и навыки связной и грамотной речи;
  • формируют лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру сложных слов;
  • формируют навык правописания.

В ходе занятий с логопедом ребенок приобретает первоначальные навыки, необходимые для обучения - умение вслушиваться в речь взрослого, выполнять задания по инструкции, оценивать результаты работы и исправлять ошибки. С логопедом дети знакомятся с звуковым составом слова, чтобы писать без ошибок, и приобретают первые познания в грамматике.

Логопедические занятия для детей проводят

Логопед: Бросалина Вера Викторовна
Логопед: Балашова Маргарита Николаевна

Занятия проводятся ежедневно. Продолжительностью 60 минут.
Для посещения занятий необходимо предварительно записаться по телефону.
Детям с инвалидностью предоставляются скидки.

Услуги частного логопеда

Проблемы с речью могут настигнуть нас в любом возрасте и повлиять на это может множество факторов. Выявить причины нарушения и способствовать развитию корректной, слаженной речи сможет врач логопед.
Логопед - это специалист, который проводит речевую терапию. Иными словами, он помогает избавиться от проблем с произношением тех или иных звуков, Занятия с таким специалистом помогут ребенку не только овладеть правильной речью, а также сформировать приличный словарный запас. Дети, которые занимаются со специалистом, становятся более открытыми, уверенными в себе и дружелюбными.
Если вам понадобились услуги логопеда, обращайтесь в наш центр поддержки и развития для взрослых и детей "Лист-листочек". Наши квалифицированные врачи работают с любыми возрастными группами (от детей 3 лет до людей зрелого возраста). Уделяя огромное внимание всем составляющим речи, врач-логопед способствует формированию у ребенка способности вслушиваться в речь, а также выполнять задания по инструкции. Среди преимуществ работы с врачом-логопедом следует выделить то, что:
● улучшается слуховое и зрительное восприятие;
● развивается мышление, память, способность к концентрации и внимание;
● увеличивается словарный запас;
● формируются навыки правописания.
За более детальной информацией вы можете обратиться по номеру, который указан в контактах сайта.

Логопедические занятия для детей младшего возраста

Первые звуки малышей всегда умиляют взрослых и заставляют их улыбаться, однако неправильно построенные фразы и проглоченные слоги уж точно никого не обрадуют. Для того чтобы у малыша сформировалась красивая, грамотная речь, с ним необходимо много общаться.
Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем больше он улучшает навыки своего общения. Однако в случае возникновения любых проблем лучше всего обратиться к специалисту-логопеду. Квалифицированный врач сможет точно определить причины нарушения и быстро найдет действенный способ решения проблемы.
Логопедические занятия для детей проводятся в игровой форме. Так ребенок лучше усваивает материал и не теряет интерес в процессе обучения. Занятия со специалистом позволяют решить множество проблем, в числе которых:
● нарушения в произношении;
● проблемы с выражением собственных мыслей;
● недоразвитость речи и др.
Центр поддержки и развития для детей и взрослых "Лист-листочек" - это место, где можно не только улучшить свою речь и навыки общения, здесь о вас по-настоящему позаботятся, ведь для нас важен каждый клиент. Профессионализм и индивидуальный подход к каждому - вот, чем мы руководствуемся в процессе работы

Стоимость услуги начинается от 400 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт и квалификация логопеда, необходимость выезда к клиенту.

Некоторые логопеды предоставляют скидки, если вы заплатите вперед за несколько встреч или готовы заниматься в группе.

400

1300

средняя цена

2200+

Логопед - отзывы

1712

Юлия Николаевна - замечательный логопед-дефектолог, просто прекрасный специалист. Она поставила практически сразу нам букву "с", делала очень хорошо артикуляционную гимнастику с ребенком, давала нужные упражнения для домашних занятий. Мы очень сожалеем, что логопеду стало далеко добираться. Через два месяца мы были вынуждены прекратить нашу совместную работу, но результаты замечательные. Мне Юлия Николаевна очень нравилась, она грамотный логопед.

Оценка 5

Евгения , м. Новопеределкино

Услуги заказа: Логопеды.

1500

У ребенка (4,5 лет) задержка психоречевого развития, СДВГ. Занимались с логопедом-дефектологом с 3,5 лет, но после переезда в Балашиху встал вопрос о поиске нового специалиста. Остановили свой выбор на Юлии Михайловне и не пожалели. Она сумела найти подход к нашему непростому, своенравному, не всегда желающему заниматься ребенку:) Через игры, психологические приемы, без всякого принуждения сын стал выполнять указания, слушать инструкции и заниматься даже дома с мамой. Сам (!) приносит альбом...

с речевой гимнастикой и показывает упражнения, а ведь с предыдущим логопедом он вообще категорически отказывался ее делать. Что-то ему еще дается с трудом, но я полностью доверяю Юлии Михайловне, уверена, что через некоторое время он освоит и сложные задания. Занимаемся уже полгода, результат виден - сын стал строить предложения из прилагательных, глаголов и существительных, а приходили мы с отсутствием фразовой речи. Что мне нравится в специалисте: индивидуальный подход к каждому ребенку, способность менять ход занятия, не теряя его качества (не хочет ребенок что-то делать категорически - меняет условия или берет другое упражнение, методику, направленное на то, что нужно), систематичность (мы понимаем что за чем идет и почему), полная обратная связь после каждого занятия. Планируем продолжать занятия. Большое спасибо!

Оценка 5

Кристина , Балашиха

Услуги заказа: Логопеды.

1250

Нина Анатольевна нам очень помогла. Она ведь занималась с ребенком не как логопед-дефектолог, а именно как логопед. Вся работа была построена на том, чтобы сын лучше стал ориентироваться в пространстве, мы занимались, можно сказать, в профилактических целях, после сотрясения мозга. Нина Анатольевна замечательно с первых занятий смогла найти контакт с ребенком, все 45 минут он прекрасно выдерживал. Если и уходил куда-то, то она с легкостью его возвращала. К трем годам, уже ближе к концу их...

занятий, у нас начал проявляться кризис трехлетнего возраста, когда ребенок стал демонстрировать свое "я". Но и тогда Нина Анатольевна прекрасно справилась, в очень корректной и мягкой форме, результатов мы все равно добились.

Оценка 5+

Юлия , Химки

Услуги заказа: Логопеды.

1000

Татьяна Евгеньевна - потрясающий педагог. У моего сына (3,2) ЗРР. Занимаемся 2 раза в неделю (более 3 месяцев) по авторской методике, направленной на развитие речи. В нашей семье все очень довольны педагогом (есть с чем сравнивать, был опыт занятий с двумя другими логопедами). Начну с того, что Татьяна Евгеньевна очень культурный и приятный в общении человек. Она пунктуальна и обязательна. Мне нравится, как строятся занятия. У каждого занятия есть своя тематика. При этом задания, которые...

выполняет ребенок разнообразны и интересны. Параллельно речевыми заданиями и играми, сын рисует, лепит, режет, клеит и т.п. Все материалы Татьяна Евгеньевна приносит свои (разнообразные игрушки, игры, книги, рабочие тетради и т.п.) Каждое занятие что-нибудь новенькое. Многие материалы просто уникальны. Все это вызывает у моего сына восторг. У Татьяны Евгеньевны в арсенале есть все: рассказы, сказки, песни, стихи. По отношению к ребенку Татьяна Евгеньевна добра и внимательна, умеет найти подход, но при этом не дает сесть на голову. Познакомившись с моим сыном, Татьяна Евгеньевна сказала сразу, что ребенок быстро не заговорит, и нам нужно быть терпеливыми и настойчивыми. Мой сын наблюдается у невролога. Врач считает, что ЗРР у него связана с наследственностью (папа заговорил в 3,5). Он пьет некоторые лекарственные препараты. Сейчас у нас есть успехи, сын говорит многие слова. Я очень надеюсь на долгое сотрудничество с Татьяной Евгеньевной. Для нас она не просто логопед-дефектолог, а настоящий первый учитель. Желаю всем найти своего педагога.

Оценка 5+

Юлия , м. Водный стадион

Услуги заказа: Логопеды.

800

Татьяна Владимировна - замечательный человек,превосходный логопед-дефектолог!Мы ходили к другим "логопедам",но результата так и не было!А с Татьяной Владимировной виден результат был уже после второго занятия!Моему сыну Николаю очень нравиться заниматься с ней!Она добрая,отзывчивая...дети к ней тянуться!Очень нравится,что она требовательна к моему сыну,он её слушает внимательно!Всем советую занятия с этим логопедом!!!

Оценка 5

Екатерина , Киров

Услуги заказа: Логопеды.

400

Я очень довольна работой Людмилы Игоревны и за это ей огромное спасибо. Когда мы пришли к ней полтора года назад мой сын в 4 года произносил только "тата" у нас все было тата и куча диагнозов. Уже после нескольких занятий мы могли выговорить простые слова как лоб нос и пр. На сегодняшний день лучшего специалиста я не нашла хоть и прошли порядка 5 логопедов дефектологов нейропсихолог и пр. специалистов. Еще мне очень понравился ее подход к ребенку т.к. из-за проблем с речью он был очень...

замкнут и капризничал и не хотел заниматься не с кем а к ней с удовольствием шел. Она очень доступно все объясняет составляет программу на каждого ребенка индивидуально, что и как необходимо достичь и когда. Очень разносторонне работает, профессионально подходит ко всем вопросам. Помимо того, что она логопед, психолог, у нее несколько дипломов и большой опыт. Она грамотно подходит к ребенку, прощупывает слабые места и прорабатывает все нюансы, которые нужно было. Все замечательно. Сейчас мы хотим поставить звуки, и планомерно начать подготовку к школе. Результат явный, надеюсь, так и дальше пойдет. Сын ждет занятий, все обоюдно, все по-доброму, поэтому продолжаем заниматься. На занятиях и игры, и шутки, а если ребенок устал, она и поиграет, и пошутит, и даст ему побегать и конфетку. Все замечательно. Педагог замечательный, я рада, что мы вышли на нее, всегда пойдет на встречу и деньги для нее не самое главное а главное результат. Спасибо БОЛЬШОЕ!

Оценка 5+

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами - изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»? Обо всем этом рассказывает логопед Родительской школы «Драгоценность» Любовь ВОРОНЦОВА.

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы - все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах - и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов - все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе - и прививки), серьезные стрессы - все это вещи общеизвестные. Хуже другое - среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем - привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни - время эмоционального контакта ребенка с миром. И мир в данном случае - это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить - куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это - еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом!

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка - слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами - и их называния. И тут опять же необходимо деятельное - и эмоциональное! - участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает, ставит в видеоплеер диск - нет, не с боевиком, конечно! - со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если в период формирования речи (а это - примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) - личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда - с бабушкой или кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной - «про жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас. Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь - внимание! - «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков - лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего - «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата - копать!» «Машина - биби!») .

Это обычно происходит в период от 1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут - важный момент! Огромная группа риска - дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И - как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения - и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро - и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но - без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые - но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой - очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны - просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет - период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения - все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков - вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

Вообще-то в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного - пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

Неправильно выговаривает какие-то звуки;

Переставляет слоги в словах;

Неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

Не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

Речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается - это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут - и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.

Записала Ольга ИЛЬИНА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: