Символика цветов. Каждому месяцу свой бутон. Теория времен года: цветотип весна Ноябрь – хризантема

Теория «Времена года»

Цветовую теорию «Времена года» придумали американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, которые изучая работы старых мастеров художников, обратили внимание, насколько их полотна цельны и гармоничны. Так как в прежние времена художники рисовали только с натуры и пытались передать краски природы совершенно точно, то, как долго бы человек не смотрел на эти картины, его глаза не уставали, а наоборот отдыхали. И это не смотря на огромное многообразие ярких красок, присутствующих на полотне. Основываясь на этом опыте и опыте современных специалистов, Джексон и Ваттерман явили миру теорию «Времена года».

Согласно этой теории цветовые сочетания предлагается создавать, опираясь на природное созвучие красок по временам года. Ведь как бы ни менялся облик природы, всё равно в любой момент времени все краски природы гармоничны между собой. Наблюдая за природой можно видеть, как цвета сочетаются друг с другом. Изменение красок по временам года объясняется тем, что в солнечном спектре в каждое время года преобладает какой-то один из трёх основных цветов – красный, желтый или синий.


В каждом времени года есть все цвета, но с определенными характерными оттенками. Весной и осенью в красках преобладают теплые тона. Доминирующий цвет весны – желтый, он и задает всем краскам весны соответствующий подтон. Для весенней природы характерны радостные, светящиеся краски. Доминирующий цвет осени – красный, и именно он придает краскам насыщенность. Краски осени отличаются теплотой и насыщенностью. Весенние цвета отличаются от осенних тем, что они легче и нежнее. Осенние же цвета землисты и тяжелы.

Летом и зимой в природных красках доминируют холодные тона. Основной цвет, который характеризует лето – голубой. Хотя, казалось бы, по количеству и насыщенности цветов лето должно быть самым ярким, но обилие света «съедает цвет». Летнее солнце как будто набрасывает голубую дымчатую вуаль поверх великолепных летних красок. Зимняя палитра цветов не так разнообразна, как летняя, но краски зимы выглядят очень ярко. Основной цвет зимы – холодный синий. Если прохладные цвета лета выглядят слегка полинялыми, то зимние цвета звучат пронзительно ясно.

Каждый цвет может быть очень разнообразен в тонах и оттенках, поэтому к каждому времени года можно легко найти подходящие оттенки нужного цвета. Главное помнить, какие оттенки преобладают в каждый сезон. Весна – теплые и лёгкие; лето – холодные, чуть «запыленные»; осень – теплые и насыщенные; зима – холодные и яркие.

Примеры цветовых оттенков в каждое время года



Весенние цвета в интерьере производят лёгкое радостное настроение. Основные тона – мягкие и тёплые. Оживляющие акценты должны быть как первые цветы – нежные и чистые. Ткани для весеннего интерьера подбирают гладкие, тонкие, легко драпирующиеся. Отделочные материалы должны обладать тонкой структурой и быть матовыми или лишь с лёгким отблеском. Древесина рекомендуется с желтоватым или слегка красноватым оттенком коричневого, например хвойные породы дерева. Подойдёт также тонкое плетение из светлых прутьев. Металлы в весеннем интерьере должны быть с золотистым отливом, а каменные поверхности – мелкозернистые тёплых тонов.





Летние краски придают интерьеру элегантность и прохладу. Ткани используются гладкие, такие как шёлк, сатин, велюр или тонкий лён. Отделочные материалы для летнего интерьера предполагаются со слабо структурированными фактурами или с полировкой. Древесина используется светло-желтая, белая или с оливковым оттенком. Металлы серебристые со сдержанным блеском поверхности. Камень для летнего интерьера выбирается с тонкими прожилками во всех холодных оттенках.




Тёплые насыщенные краски осени придают интерьеру очаровательно уютный облик. Для осеннего интерьера рекомендуются ткани грубой выделки, мягкие с рельефной структурой, например, бязь, габардин, хлопок, бархат и все буклированные ткани. Отделочные материалы должны иметь структуру близкую к природной или матово-полированную. Рельефные обои, шероховатая штукатурка и деревянная обшивка подчеркивают уютность осеннего интерьера. Дерево рекомендуется с красноватым отливом или тёмных натуральных тонов. Из металлов для осени подходит латунь, медь и бронза с рыхловатой поверхностью. «Осенние» камни – крупнозернистые, почвенно-тёплых или красновато-коричневых оттенков.




Для «зимних» интерьеров характерны жесткие контрастные сочетания. Ясные и чистые цвета оживляют интерьер, делают его динамичным и стильным. Сила зимних красок настолько выразительна, что для интерьера применимы практически все материалы. «Зимний» эффект может усилить блеск поверхности. Натуральная древесина мало подходит для «зимних» интерьеров, если ее использовать, то только очень тёмные, красноватые или оливковые тона. Металл и камень в интерьере должны быть серебристых, холодных оттенков.




Достоинства и недостатки использования теории времен года

Огромное преимущество теории времен года заключается в том, что на её основании мы можем использовать в интерьере бесконечно большое количество красок, главное, чтобы они принадлежали одному цветовому сезону. Недостаток этой теории опять же вытекает из её достоинств. Не все обладают настолько развитым цветовым чутьём, чтобы однозначно определить к какому времени года может принадлежать выбранный оттенок цвета.

Чтобы найти цветовое решение дома на основе теории времён года, надо определить те цвета, которые принадлежат сезону, в красках которого вы хотите сделать свой интерьер. Для этого надо покопаться в книгах и найти цветовые таблицы по временам года. Конечно, можно воспользоваться и интернетом, цветовые таблицы там тоже можно найти. Но так как цветопередача у всех мониторов разная, на экране монитора вы вряд ли увидите истинные цвета, если у вас не профессиональный откалиброванный монитор.

Кроме того, цвета одного времени года не обязательно будут идеально сочетаться между собой. Ведь краски в каждом сезоне могут меняться довольно значительно. Ранняя весна совсем не похожа на позднюю весну, а оттенки раннего лета отличаются от оттенков лета зрелого. Поэтому надо быть довольно наблюдательным и иметь хорошо развитое цветовое чутьё, чтобы не ошибиться с выбором цветовой гаммы по теории времён года.

Цветовая теория «Времена года»

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, и дар свыше – талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель – колорист – это сама Природа. Да – да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времен года…

Американские колористы: К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно – природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трех основных цветов – красный, желтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов – преобладание этого цвета в солнечном спектре. Именно преобладающий цвет и задает всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие же цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна.
Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях,- все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.

Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.

Цветовая палитра ВЕСНА

Лето.

Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушенные пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, желтых цветов и фруктов? Все имеет голубоватый холодный подтон. Благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето – голубой.

Цветовая палитра ЛЕТО

Осень.
Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые.
Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.

Цветовая палитра ОСЕНЬ

Зима.

Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.
Основной цвет – холодный синий.

Цветовая палитра ЗИМА

Цветовая характеристика дизайна помещения является самым важным фактором в эстетическом оформлении любого интерьера. В действительности, от того какие краски превалируют в цветовой концепции дома, зависит не только внешний вид стен, потолка или пола, но также настроение живущих здесь людей и их жизненная активность.

Существует множество вариантов цветовой организации интерьера, которые подходят для различных дизайнерских решений в оформлении помещений. , но одной из лучших и понятных на сегодняшний день считается концепция времен года.

Природа является источником гармонии во всех своих проявлениях, поэтому любые созданные ею цвета и их сочетания всегда приятны человеческому восприятию. Никакие другие искусственные цветовые образы не действуют на людей так сильно, как природные.

Не важно, какая пора года сейчас – краски зимы или лета такие же гармоничные и жизнеутверждающие, как цвета весны или осени. Более того, оттенки разных сезонов всегда подходят друг другу. С каждой уходящей порой года, меняется только основной доминирующий цвет. Весной на первый план выходит желтый, лето и зима – это время голубых оттенков, а осень берет в руки палитру с красными красками.

Разные цвета способны вызывать у человека различные чувства и эмоциональные переживания. Всевозможные красные и желтые оттенки ассоциируются с теплом и комфортом, тогда как голубой цвет воспринимается прохладным и освежающим. Поэтому принято считать, что зима и лето являются сезонами холодных цветов, а осень и весна - поры теплых оттенков.

Каждое время года выражается через все цвета, присущие природе, лишь с небольшим выделением одного оттенка, который является доминирующим на протяжении одного сезона. Весна и осень, наделенные пестрящей красотой теплых тонов, сочетаются друг с другом во всех цветовых образах. Такое же единство присуще зиме и лету, с характерными для них холодными оттенками. По этой причине любые осенние оттенки сочетается с весенними, а любые зимние - с летними.

Но не следует смешивать противоположные по своему эмоциональному содержанию цвета осени-весны и зимы-лета – это обязательно приведет к дисгармонии.

Весенний интерьер

Основные цвета весны пропитаны теплом . Они очень легкие, почти невесомые, и всегда оставляют радостное ощущение прилива сил в предвкушении чудесного перерождения. Эта пора года выражается в доминировании желтого оттенка.

Применительно к дизайну помещения, весеннее настроение можно воплотить в золотисто-желтых, абрикосовых или липово-зеленых полах и стенах. Их следует обязательно подчеркнуть и оживить при помощи вкраплений василькового, небесно-синего, кораллового или сиреневого цветов. Такое сочетание подобно первым цветам в лучах окрепшего весеннего солнца. Дополните общую картину майской зеленью в сочетании с теплым светло-коричневым цветом. Не лишним будет универсальный нейтрально-серый или гранитный оттенок. В дополнение, внесите в дизайн красоту и выразительность желтых металлов, что усилит общую гармонию. А радостное и светлое настроение подчеркните легкими струящимися тканями, такими как шелк или вуаль.

Летний интерьер

Что такое лето, и с какими образами ассоциируется эта пора года чаще всего? Представления большинства людей одинаковы: это жаркие солнечные дни, проведенные у берега моря, озера или быстрой реки. Вдалеке парит земля, и горизонт как бы подергивается легкой дымкой. А вокруг освежающая тело вода, летят брызги, слышен смех. Основной цвет жаркого лета - освежающий голубой, от приглушенного оттенка морской волны до выраженного темного отблеска родниковой реки.

Хотите придать Вашей комнате летнего настроения? Тогда используйте такие же тона в оформлении стен и потолка комнаты. Голубой можно дополнить серебристым или молочно-белым. Выразите лето в мятно-зеленых, серебристо-желтых и кремниево-бежевых полах. Украсьте картину цветом малины, белых металлов и антрацита. И в завершение, подчеркните общий антураж занавесками из сатина или тюли.

Осенний интерьер

Краски осени по праву считаются самыми теплыми и домашними . Они очень яркие и насыщенные, как впечатления об ушедшем лете. Но в то же время сдержанные и уютные, в предвосхищении холодной зимы. Вся палитра осени сплетается воедино с превалирующим в это время красным цветом.

Для воплощения этой поры года в интерьере придайте потолку и стенам красно-коричневые, кофейные или светло-персиковые оттенки. Для напольных покрытий и мебели лучше всего подойдет цвет ржавчины или теплого махагона. Осень допускает контрастные сочетания синего и оранжевого, а также фиолетового и зеленого цветов. Прекрасно будут смотреться красные металлы на общем фоне. Ткани должны быть плотными и уютными, как бархат, габардин или лен. Хорошо подойдут экзотические вкрапления и восточные национальные орнаменты.

Зимний интерьер

Зима – пора ярких контрастов. На фоне ослепительно белого снега тут и там видны темные очертания голых деревьев; под заснеженной крышей стоит серый деревенский дом, из трубы клубится темно-сизый дым, поднимающийся к ярко-голубому ясному морозному небу. Основные цвета зимы всегда морозно-холодные, ослепительно яркие и чистые. Доминируют в эту пору года две противоположности, цвета: белый и черный.

В интерьере обязательно уделите этим оттенкам должное внимание. Стены и потолок – можно оформить в бело-песочный цвет, а пол – в серо-бежевый или серо-голубой. Подчеркните черно-белые контрасты ярко-красным, желтым, хвойным или же выразительно-синим цветом. Хорошо подойдут черные и серебристые металлы, а также холодные блестящие ткани, вроде атласа и сатина.

Каждая пора года красива и по-своему неповторима. Но, как хочется зимой хоть немного весеннего солнца или летней зелени. А летом, наоборот – многие мечтают о морозном скрипящем снеге под ногами. Концепция отражения времен года в интерьере способна загладить такие противоречия и стать той отдушиной, которая всегда будет отводить от Вас скуку и уныние. Перенося природное очарование различных пор года в дизайн интерьера дома или квартиры, каждый может продлить для себя любимый сезон, на сколько сам пожелает.

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, нужен и дар свыше - талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель-колорист - это сама Природа. Да-да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времён года...

Американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно - природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трёх основных цветов - красный, жёлтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов - спектре. Именно преобладающий цвет и задаёт всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие лее цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда всё кругом цветёт. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, жёлтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-жёлтый первоцвет и одуванчики; зелёно-жёлтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - всё это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, лёгкие, светящиеся краски.



Основной доминирующий цвет - жёлтый, что и придаёт весенним краскам солнечную жизнерадостность.

Лето. Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушённые, пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, жёлтых цветов и фруктов? Всё имеет голубоватый холодный подтон. благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето - голубой.

Осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки... Краски осени - тёплые, насыщенные, землистые, тяжёлые.

Доминирующий цвет - красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми всё в природе быстрее созревает.

Зима. Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большей части территории Земли. Плюс ещё чёрные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба... Зимние краски - холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.

Основной цвет - холодный синий . Итак, во всех четырёх временах года присутствуют все цвета, но, изображая то или иное время года, опытные художники, внимательные ученики Природы, берут один и тот же цвет, но только разного оттенка, подтона. Например, красный цвет для весны - маково-красный, жёлто-красный; для лета - малиновый, бордо; для осени - томатный, кирпичный; для зимы - ярко-красный, пурпурный.

Как видим, краски весны и осени - тёплые, а лета и зимы - холодные. Не по температуре этих сезонов, а по цветовым характеристикам. Поэтому на практике можно примешать к осенним краскам какой-либо «родственный» им весенний оттенок. Но если скомбинировать осень с зимой, возникает напряжение, которое вызовет дисгармонию, как фальшивый звук в гармоничной мелодии.

Эта цветовая теория «Времена года» - природное созвучие красок - вполне уместна для создания цветовых гармоний не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне одежды, макияже, архитектуре (экстерьере и интерьере). В последующих главах мы рассмотрим её практическое применение в этих областях. У нее, конечно же, нет притязаний считаться научной, однако она базируется на эмпирических данных, то есть на полученных опытным путём знаниях о гармоничных сочетаниях цветов в природе и о природе психофизиологического воздействия этих сочетаний на человека.

Может быть, когда-нибудь учёные «поверят алгеброй гармонию», то есть, найдут более убедительные научно-доказательные способы образования цветовых гармоний. Но на сегодня эта теория - наиболее легко воспринимаемая, широко и хорошо применяемая на практике и просто - очень «эстетично-симпатичная» теория.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу. В цветовой гармонии реализуется заложенная в людях потребность красоты. Поэтому красивые гармоничные цветосочетания вызывают у нас уравновешенное спокойное чувство.

Иначе говоря, гармонии выполняют не только декоративную функцию, но и эмоционально-содержательную. Чтобы подчеркнуть суть некоторых картин, художники применяют не только красивые сочетания цветов, приятные для глаза, но и дисгармоничные, вызывающие иногда печаль или оказывающее гнетущее впечатление. Эти дисгармоничные сочетания цветов, будучи обязательно в гармонической связи с содержанием художественного произведения, становятся художественно выразительными.

Познав закономерности сочетания цветов, нельзя сказать, что уже полностью разгаданы тайны цветовых гармоний. Мир цвета очень сложен и богат. Отбор цветов для гармоничного сочетания, как уже говорилось, зависит от конкретного случая их применения. Здесь не может быть неукоснительных правил, общих решений, но возможен общий подход. И знание принципов этого подхода очень важно для творческих людей, так как в нём лежит ключ к пониманию цветовой композиции в целом. Ключ к пониманию Красоты в окружающей нас природе и созданию её собственными руками в нашей предметно-пространственной среде обитания, то есть в нашей жизни.

Цвет и форма

Цвет всегда воспринимается в определённых очертаниях, то есть имеет определённую форму. И качество цвета или цветосочетания будет зависеть от этой формы.

Формы могут быть плоскостными (квадрат, круг, треугольник), объёмными (куб, шар, пирамида) и объёмно-пространственными. Цвет может активно влиять на восприятие формы, выражать её основные свойства: геометрический вид, величину, положение в пространстве. Но может и наоборот - иллюзорно, целенаправленно видоизменять восприятие формы. Связь цвета и формы рассматривалась такими известными колористами, как В. Кандинский, И. Иттен, М. Матюшин, А. Ефимов, Н. Степанов. Они выявили взаимосвязь между указанными композиционными средствами. Рассмотрим эти закономерности взаимодействия цвета и других свойств формы.

Подчеркивание геометрического вида. В.Кандинский писал: «Некоторые краски подслуживают в своём воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, жёлтые в треугольнике), склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своём воздействии круглыми формами (например, синее в круге)».

И. Иттен представлял ассоциативные связи между шестью плоскостными формами и соответствующими им цветами так:

Квадрату соответствует красный цвет, подчёркивающий материальную тяжесть этой формы;

Для острых углов треугольника характерен боевой излучающий себя во все стороны жёлтый цвет;

Кругу, как символу вечного движения, соответствует синий цвет.

Таким образом представляли взаимосвязь цвета и формы в Баухаузе (первой международной Школе дизайна, Германия), где Иттен и Кандинский преподавали юным дизайнерам. Несмотря на известную субъективность этих представлений, их вполне можно использовать в практической работе.

Равномерное распределение цвета, однородность окраски подчёркивают единство и цельность плоскости. Так, для прямоугольной плоскости, которая лишена пластической разработки, характерно монохромное (одноцветное) решение. Также и для шара - монохромное решение будет подчёркивать непрерывность его поверхности. Ломаная же плоскость даёт возможность для введения двух и более цветов. Многогранный параллелепипед можно решать по числу граней.

Подчеркивание величины. Оптико-физическими свойствами цвета объясняется, что его изменение ведёт к зрительному изменению и величины формы. Так, тёмные и холодные цвета уменьшают величину формы, а светлые и тёплые цвета - увеличивают. Также увеличивают форму снижение интенсивности цвета и усложнение цветовой композиции.

Монохромная окраска или крупный масштаб цветовых пятен оптически уменьшают величину формы, а многоцветность, наоборот, - зрительно увеличивает.

Положение в пространстве. Существует зависимость между положением формы в пространстве и активностью её цветового решения. Если одну и ту же форму расположить на различных расстояниях от наблюдателя, то при увеличении дистанции наблюдения, активность цветов понижается, цвета приобретают холодный оттенок. При уменьшении дистанции активность цветов будет возрастать, а цвета приобретать тёплый оттенок.

Композиционные приёмы цветового решения формы.

Все приёмы цветового решения формы можно разделить на две группы, которые соответствуют двум основным формообразующим принципам полихромии (многоцветия) объёмно-пространственной формы: принцип аналогии (единства цвета и формы) и принцип противопоставления (самостоятельности цвета).

Первый принцип подчёркивает основные свойства формы, а второй, наоборот, - иллюзорно, целенаправленно видоизменяет восприятие формы.

Иллюзорное (оптическое) видоизменение формы цветом приводит к ощущению принципиально новой формы. Рассмотрим композиционные приёмы цветового решения плоскостной формы.

Как видно из примеров, цвет активно взаимодействует с другими средствами композиции: ритмом, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, динамикой и статикой и др.

Цвет и материал

Большое влияние на восприятие цветных поверхностей формы оказывает материал этих форм: их фактура и структура. Структура определяется характером анатомического строения материала. Фактура - величиной и характером неровностей его поверхностей. В зависимости от создаваемого художественного образа выбирают необходимый материал-цветоноситель. В живописи, например, материалом-цветоносителем являются основа (бумага, картон, холст) и краски. Масло и пастель, акварель и гуашь имеют свои фактуры, и художники стараются придерживаться специфических правил работы с каждым материалом. Более подробно взаимосвязь цвета и красок, цвета и живописных различных техник, будет рассматриваться в главе IV, посвященной изобразительному искусству. В отличие от живописи, в архитектуре и дизайне цветоносителем может выступать не только окрашенная красками форма, но и естественный цвет природных материалов. Необходимо отметить, что одни и те же сочетания цветов могут быть удачными в композициях из природных материалов и неудачными при окраске. Так, например, очень благородно выглядит сочетание зелёного малахита с позолоченным металлом в шкатулке. И яичница с луком на сковороде - чрезвычайно аппетитное зрелище. Но на бумаге это же сочетание ярко-жёлтого и ярко-зелёного будет негармоничным, не очень-то приятным для глаза.

Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре и структуре. Теплота древесины, причудливый рисунок мрамора, мерцание смальты, шелковистость тканей, плотность и блеск металла, сверкающая белизна стекла - всё это неисчерпаемые источники цветовых ощущений, которые прекрасно используются в дизайне и архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Фактура природных материалов выявляет их природный цвет и влияет на его восприятие. Но и степень фактурности зависит от цвета. Так, например, тёплые, мало- и средне насыщенные, поверхностные, выступающие цвета активно выявляют фактуру. А вот цвета холодные, насыщенные, отступающие, наоборот, маскируют природную фактуру материалов. Грубые фактуры повышают цветовую насыщенность поверхности, но понижают светлоту, тонкие - наоборот. Кроме того, грубые фактуры при солнечном освещении способны менять цветотональные отношения.

Однако цветовые тона, получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Они предполагают огромнейшее количество оттенков и способов их разнообразия. Помимо этого, они удобны и экономичны.

Цвет и функция

Цветовая композиция и художественный образ. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом закономерностей цветовых гармоний, будет ограничена в эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не будет служить раскрытию образного содержания. Абстрактная картина или орнамент привлекают своей декоративностью. Сочетание цветов в иконе или реалистической живописи, их символическое и ассоциативное воздействие - намного богаче. В интерьере же на восприятие цветовой гармонии будут влиять также форма и фактура предметов, освещение, пространство и т. д.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных для понимания образного содержания в композиции местах (в живописной картине), участвовать в организации пространства (в интерьере), определять последовательность восприятия. В отличие от цветовой гармонии цветовая композиция - это организация цвета соответственно смыслу образного содержания.

Так, например, если рассмотреть различные решения цветовой композиции на рис. 29, то, с точки зрения качества цветовой гармонии, они похожи. Но первая цветовая композиция использует формообразующие свойства цвета, узнаваемость предметов, последовательность восприятия - и, в конечном итоге, обладает более образно-содержательной ценностью.

Создание художественного образа картины, объёмного предмета или пространства интерьера - это главный фундаментальный принцип композиции, вызывающий заранее рассчитанную эмоциональную реакцию. Если художник в живописной картине изобразит трагический момент из жизни определённого человека, используя при этом яркие радостные краски, то зритель не поверит в трагедию, так как ассоциативно-эмоциональное воздействие цветов этой картины не будет соответствовать содержанию. Цвет стен школьных классов не стоит делать холодным и мрачным, иначе ученики младших классов поверят рассказам «бывалых» старшеклассников, что хождение в школу - это настоящая трагедия.

Колористический художественный образ формируется вследствие отбора необходимых в каждом конкретном случае собственных выразительных средств: цветового тона, светлоты, насыщенности, а также гаммы вызываемых ими чувств и ассоциаций - возбуждения или успокоения, тяжести или лёгкости, тепла или холода и т.д.

Психофизиологические особенности воздействия цветовых сочетаний. Степень психофизиологического воздействия сочетаний цветов зависит от степени активности или пассивности каждого из них, от соотношения цветов по всем их характеристикам и от многих других факторов. Соотношение цветов - основной фактор, определяющий характер и воздействие композиции. Оно подчинено закономерностям цветосочетаний, среди которых одним из основных является цветовой контраст . Как отмечалось в главе I, в цветоведении и искусстве слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. Контрасты «цветоведческие» - это физиологические законы работы человеческого глаза. Контраст же, применяемый, например, в живописи как противопоставление цветов в картине - есть основной приём художественной выразительности. Именно он создают основу для выразительной цветовой гармонии.

В искусстве применяют множество видов цветовых контрастов:

· по цветовому тону (цвет и его дополнительный или последовательно - контрастный);

По светлоте (светлый - тёмный);

По насыщенности (насыщенный - малонасыщенный);

По фактурности (матовый - блестящий);

По ассоциациям:

а) пространственный (отступающий - выступающий);

б) температурный (холодный - тёплый);

в) весовой (лёгкий - тяжёлый);

г) по психофизиологическому воздействию (активный - пассивный, угнетающий - успокаивающий)

и многие другие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрасты по другим характеристикам. Контрасты полярных цветов вызывают ощущение большой энергии, чёткости и определённости. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Но, взятые в равных количествах, они нейтрализуют друг друга (как бы спорят друг с другом). Поэтому, как описывалось в разделе «Типы цветовых гармоний», необходимо менять их насыщенность и светлоту. Сочетания двух неполярных цветов имеют также свои психофизиологические особенности воздействия. Возбуждающее действие тёплых сочетаний значительнее, чем холодных. Тёплый рядом с холодным кажется ещё теплее. При таких сочетаниях желательно также придерживаться принципов построения цветовых гармоний, рассмотренных ранее (главный принцип – один цвет должен доминировать).

Важно также воздействие цвета в сочетании, зависящее от его местоположения (сверху, снизу, ближе, дальше).

Например, светлые цвета кажутся лёгкими, как бы парящими, а тёмные - как бы покоятся на основании. Поэтому если в композиции светлые цвета расположены наверху, а тёмные - внизу, то такое решение вызывает ощущение уравновешенности, прочности, стабильности. Для ощущения уравновешенности композиции можно также для более светлого цвета отвести большую поверхность, то есть увеличить его площадь.

Залог гармоничного жилища - грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной - это желтый, летом - голубой, осенью - красный, зимой - снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето - холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке - например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: