Занятие с детьми 2 3. Коррекционно-развивающие занятия на развитие: внимания, памяти, мышления. Творчество: рисуем, лепим, делаем аппликации

Прошу прощения за качество фото, как всегда лень, как всегда телефон. А некоторые поделки уже начали сыпаться, поэтому не вынимала из файликов и оставила отблески.

Творчество из Бэби-Клуба:

1. Раскрашивание крупных простых картинок красками

2. Делаем аппликацию шариков из цветной бумаги, а потом рисуем для них веревочки - учимся рисовать ровные линии

3. Салют. Сначала рисуем его восковыми карандашами, а потом темной акварелью сверху рисуем ночное небо. По воску акварель не рисует, поэтому все очень просто.

4. Мухомор. Делаем аппликацию из цветной бумаги на картоне, а затем приклеиваем пятнышки из пластилина

5. Учимся обводить ладошки и считаем пальчики

6. Аквариум. Кладем на дно аквариума камешки из пластилина, а затем заселяем туда рыбку. Не забываем нарисовать рыбий глаз))


7. Самолет из цветной бумаги и облака из ваты

8. Олимпийская медаль. Делаем медаль из пластилина. Отпечатываем на ней какой-нибудь символ с помощью подручных средств, а затем покрываем золотой краской (лучше с помощью взрослого)

9. Рисуем через трафарет. Красками очень просто. Но потом можно поучиться именно фигуры рисовать карандашом по контуру трафарета, очень развивает координацию.

10. Снеговик. Цветная бумага, цветной картон, вата, ватные диски, веточка, пластилин и фасолинки.

11. Повторяем цвета и учимся рисовать по линейке. Клеим аппликацию воздушных шаров из цветной бумаги, а затем рисуем им корзинки соответствующего цвета, а потом еще веревочки по линейке.

12. Цыплята. Ватные диски, краски, маркер

13. Мимоза. Рисуем пальчиками

14. Подснежник из ваты

15. Готовимся к карнавалу. Раскрашиваем маску

16. Маринуем овощи. Банка нарисованная или распечатанная, лавровый лист, гвоздика, пластилин, ленточка. Поделка весьма ароматная)

17. Мохнатый мишка. Был раскрашен при помощи чего-то похожего на манку. К сожалению, уже осыпался. Но процесс малышу понравился.

Мажем мишку клеем и посыпаем чем-то мелким

18. Гусеница. Цветная бумага и пластилин

19. Дождик. Веселый. Просто аппликация

20. Раскрашиваем пластилином

21. Пингвины из сердечек

22. И снова салют. На этот раз при помощи круглых спонжей

23. Снег. Дерево и вата

24. Снова цыпленок. Перышки из маленьких желтых бумажек. Мажем клеем и посыпаем

25. Просто сапожок для подарков

26. Цветочек. Пластилин и цветная бумага


Творчество из детского сада:

1. Снова спонжи. Учились прижимать к бумаге и делать круговые движения ими

2. Забыла название техники (если кто-то знает, напишите). В большую емкость с водой наливают какую-то фигню, типа бычьей желчи. Потом брызгают сверху краской и тонким предметом начинают по воде рисовать. Получаются такие узоры. Потом на эту воду кладется лист бумаги, и пленка с узором остается на нем.

Это можно использовать для всяких фонов, открыток и т.д.

3. Собственно открытки. А тут все: и скрап, и декупаж, и предыдущая неведомая хрень

Автобус для папы:

Пустота для мамы:

4. Пасхальное яйцо. Декупаж. Техника взрослая, но малыш очень помогал


5. Валяние из шерсти. Пока я валяла лепестки, Вова очень помог с шариками.


Домашнее творчество:

1. Рисунки пластилином. Наш П«лей До» больше тесто, поэтому высох и растрескался. Учимся смешивать цвета (зеленый сделали сами)

2. Новогодняя открытка. Старательно приклеивал буквы

3. Наш адвент-календарь. Под бородой спрятаны цифры от 1 до 31, и каждый день декабря мы приклеивали по кусочку ватки, пока не выросла пышная борода.

4. Учим цвета радуги. Лепим-рисуем пластилином

5. И о погоде

6. Рыбка. На картонку в форме рыбки лепим тесто или пластилин. Затем украшаем блестками, бусинками и т.д.

7. Просто солнышко для папы. Сделал полностью сам чуть больше года назад(вырезала только я)

8. Божья коровка. Ноги предпочел оставить на одной стороне, получился вид почти сбоку)))))

9. Это новогодние зверьки-конусы. Помялись в папке, но были конусами)

10. Лягушка

11. Бабочка. Краски, ершики для творчества и цветной рис

12. Пингвины из полукругов

13. Безумный еж из макарон


Всем желаю свежих идей и больше времени на творчество.

В 2 года ваш малыш – это уже личность! Со своим характером, с привычками и предпочтениями. Что должен уметь малыш в соответствии со своим возрастом? Как оценить развитие ребенка в 2 года?

Физиологическое развитие в 2 года

Не правда ли, ребенок заметно подрос за прошедший год? Но что с его весом? Почему ребенок так медленно набирает его? Да потому что малыш больше не лежит на месте, он активен, энергия тратится в невероятных масштабах, где же тут поправишься?

Таблица развития роста и веса ребенка в 2 года выглядит примерно так:

Мария, мама детей-погодок, 3 и 2 лет: «Дети даже одного пола развиваются по-разному. Мой старший сынок в 2 года весил, как младший в годик! Сейчас их вес почти одинаков. Но отклонений в развитии нет, и это радует. А вес – так, по-моему, лучше недобор, чем перебор».

Что должен уметь ребенок в 2 года

Чтобы правильно оценить, соответствует ли возрасту развитие малыша, важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года.

Физическая активность

Физическое развитие ребенка в 2 года пополнилось новыми серьезными навыками. Ребенок не только отлично ходит, но и научился бегать, прыгать. Многие детки осваивают ходьбу задом наперед, учатся ходить на цыпочках, вприсядку. Малыш танцует, играет в мяч, катается на трехколесном велосипеде – чего только не умеет двухлетний непоседа! Как развивать двигательную активность ребенка в 2 года? Достаточно обычного гимнастического комплекса, а отдавать его в спортивную секцию рановато, если, конечно, вы не мечтаете вырастить олимпийского чемпиона.

Развитие речи в 2 года

Лексикон малыша в среднем насчитывает около сотни слов, правда, некоторые детки уже оперируют предложениями, а некоторые половину слов заменяют упрощениями: «ко-ко» вместо «курочки», «гав-гав» вместо «собаки».

Для развития речи важны совместное чтение и заучивание простых стихов.

Артикуляция звуков у малыша еще несовершенна, но пока рано бить тревогу, если ребенок не произносит «р» или заменяет шипящие свистящими.

Эмоционально-социальное развитие

Ребенок уже неплохо проявляет себя в общении со сверстниками. Многие детки запросто знакомятся первыми: берут другого ребенка за руку или вовлекают в игру.

Большинство малышей уже освоили правила поведения при посторонних: проявляют застенчивость, стараются не шуметь в людных местах, не вырывать своей руки из руки взрослого.

Рассказывает Оксана: «У сына появился первый друг когда ему было 2 года и 3 месяца. Это было летом и сынок постоянно рвался на улицу, покататься на машинках-каталках с новым другом Сережей (как он его называл «Узё»).

Психологические изменения

Интеллект ребенка развивается «семимильными шагами». Малыш способен выявлять причинно-следственные связи: наступил в лужу – промокли ноги.

Малыши в 2 года в состоянии элементарно обслуживать себя сами, например кушать, ходить на горшок, умываться.

Дети сейчас чрезвычайно восприимчивы к обучению, поэтому учить цифры и буквы будет довольно легко. У них необычайно бурно развивается воображение, и этим нужно воспользоваться: так проявятся и творческие способности.

Будьте готовы к волне капризов и истерик: так ребенок выплескивает свои эмоции. В норме это может длиться до 4-5 лет.

Что умеет ребенок в 2 года? Вот краткая таблица навыков:

Физическое
развитие

  • Ребенок ходит, бегает, прыгает.
  • Перешагивает через несколько препятствий, например, ступенек чередующимся шагом.
  • Удерживает равновесие при ходьбе по прямой линии.
Познавательное развитие
ребенка в 2 года
  • Различает предметы по форме, величине, цвету.
  • Удерживает в руках карандаш и может оставлять им линии на листе.
  • Играет в несложный конструктор, умеет собирать крупные пазлы.
  • Проявляет сообразительность (вылавливает сачком из воды игрушку).
  • Выполняет несколько сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину).
Развитие речи
  • Складывает фразы из 2-4 слов.
  • Умеет договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.
  • Называет и показывает предметы на картинке.
  • Выполняет несколько поручений сразу (возьми, отнеси, положи).
  • Помнит события прошедшего дня, отвечает на вопросы о них.
Социально-эмоциональное развитие
  • Пытается привлечь внимание взрослых мимикой, жестами, речью.
  • Положительно реагирует на музыку, песенки, стишки, потешки.
  • Восторженно интересуется новыми играми и игрушками.
  • Боится незнакомых взрослых.
  • Требует своего, часто недозволенного. Обижается, капризничает в случае отказа.
  • Сильно эмоционально связан с мамой, подолгу плачет при ее уходе.
Навыки самообслуживания
  • Самостоятельно ест и пьет.
  • Просится на горшок и использует его по назначению.
  • Умеет частично одеваться и обуваться.
  • Сам моет руки, умывается.

Как развивать ребенка в 2 года

Важный совет: сейчас, скорее всего, не так заметна разница между теми детками, с которыми занимаются, а которым почти не уделяют внимания. Но пройдет несколько месяцев – и разница станет очевидна! Развивайте малыша, занимайтесь с ним! Но следуйте важному правилу:

«Обучение ребенка, - говорит Сесиль Лупан, автор популярной методики раннего развития, – это игра, которую, однако, стоит завершать раньше, чем ребенок устанет».

Так как развивать ребенка в 2 года?

Физические упражнения и занятия

Занятия, направленные на физическое развитие ребенка, лучше проводить, когда малыш не голоден и не хочет спать. Успешность занятий зависит от вовлеченности малыша в процесс: если ему интересно, то заниматься будет легко.

Вправо-влево

Знать где лево, а где право – очень важно. Отрабатывать эти навыки можно во время зарядки. Дайте в правую ручку ребенка платочек, а в левую – флажок. Приговаривайте:

Вправо шажочек – туда, где платочек.
Влево шажок – туда, где флажок.

«Прыг-скок»

Оттачивать точность прыжков и укреплять икроножные мышцы поможет это упражнение: положите на пол деревянный брусок (высотой не более 15 см и шириной – около 20-20 см), попросите ребенка запрыгивать на него и спрыгивать (как передом, так и назад, спиной). Хорошо выполнять упражнение под счет.

Упражнения на развитие ритмики и координации движений (физкультминутки)

Их можно включать, когда малыш устал от однообразных занятий, либо, напротив, чтобы «размять» его перед ними. Например:

Ваня шел, шел, шел (ребенок шагает на месте),
И грибочек нашел (приседает и встает).
Раз грибок (наклон), и два грибок (наклон),
Положил их в кузовок (приседание).

Развивающие игры с ребенком в 2 года

Неважно, мальчик у вас или девочка: в игры с ребенком в 2 года можно играть так, что они будут интересны всем деткам.

Веселая математика

Обучаться счету можно уже сейчас! Методик существует очень много, вы и сами можете разработать собственную, наиболее удобную для вас и ребенка. Полезно для этого повесить на стену «говорящий» плакат, такие же плакаты есть и с азбукой.

Мозаика, конструктор, пазлы

Эти занятия развивают усидчивость и мелкую моторику. Поиграйте с ребенком вместе!

Кто как ходит (говорит?)

В 2 года малышу должно быть знакомо немало «братьев наших меньших» - поиграйте, спрашивая: «Как ходит кошка? А как говорит? А как умывается?» То же самое можно «выведать» о собачке и медведе, петушке и корове.

Лепка

Пластилин, глина, соленое тесто, кинетический песок – материалов для лепки очень много, выбирайте на вкус! В 2 года малыш вряд ли сможет что-то слепить сам, но сам процесс разминания пластилина полезен для маленьких пальчиков.

Рисование

Рисовать любят все дети, причем разных возрастов. С двухлетним малышом можно рисовать пальчиками или ладошками – это весело и развивает мелкую моторику. Для разнообразия можно использовать губки, ёршики и другие впитывающие краску предметы, оставляющие необычные следы на бумаге.

Чем занять ребенка в 2 года

Помимо обучающих в жизни ребенка должны быть просто интересные игры. Именно в процессе игры развивается воображение и малыш готовится к взрослой жизни.

Игры с транспортными игрушками

Транспортные игрушки могут заинтересовать ребенка не только внешним видом, сколько своими динамическими свойствами. Катать машинку, перевозить в ней «груз», пускать с горки – игр можно придумать немало!

Игры с куклами

Девочки не случайно так сильно любят кукол: это подсознательный рефлекс, материнский инстинкт. Не гасите его, взращивайте с детства! Тем более что игры с куклами могут быть такими интересными!

Ролевые игры

Играть в магазин, больницу, повара – не только занимательно, но и «развивательно». Приобщайте к играм «профессиональную атрибутику» - посуду, аптечку, игрушечные деньги – это оттачивает навыки, необходимые ребенку в дальнейшем.

Показ мод

Выделите малышу в игрушки ненужную одежду. Ребенку понравится одеваться в то, во что захочет. Заодно и руку, что говорится, набьет.

Мультфильмы

Можно ли смотреть телевизор двухлетнему ребенку? Чем позже он начнет это делать, тем лучше, но в 2 года сложно изолировать малыша от телевизора. Особого вреда не будет, если пару раз в неделю вы позволите посмотреть познавательный и добрый мультфильм, но не более чем 15 минут просмотра!

Кристина, мама Ангелины, 2,5 года.: «Когда Геля болела, мы не выходили на прогулки, не смотрели мультики, чтобы не напрягать зрение в период повышенной температуры, поэтому развлекались как могли. Очень нравилось играть в парикмахерскую, в поваров: Геля, кстати, сама лепила вареники! А еще мы пускали дома мыльные пузыри, играли в футбол с воздушными шариками, и, конечно, много читали».

Игрушки для детей в 2 года

Чтобы малышу были интересны игры и игрушки - они должны вызывать интерес. Какие игрушки нужны двухлетке?

Мяч

Эта игрушка для детей любых возрастов, ведь с мячом можно не только развлекаться, но и заниматься спортом.

Конструкторы и кубики

Без стройматериала не построить ни башен, ни домов! Конструкторы Lego Duplo для малышей - это идеальный строительный материал для непослушных пальчиков. Они достаточно крупные, чтобы 2-летний ребенок смог соединить несколько деталей в импровизированный домик.

Куклы и плюшевые игрушки

Как же без них? Кого кормить и лечить, укладывать спать и выводить на прогулку? И кого же обнять ночью, когда мама гасит свет?

Наборы формочек, ведерки и совки для песочницы

Выбирайте крупные формочки, без мелких деталей. Слишком тонкие или маленькие части будут отваливаться, когда малыш попытается снять формочку с фигурки.

Музыкальные инструменты



Видео по теме

Родители часто интересуются, как можно способствовать творческому развитию совсем маленьких деток? Ведь в 1-2 года ещё так сложно сделать что-то самому, без активного участия взрослых.

Вот некоторые варианты работ, которые вы можете предложить малышам.

Рисование:

  • Когда ребёнок только начинает знакомиться с рисованием, он проходит период «оставления следа». В этот момент ребёнку интересно просто то, что он сам может оставить след на бумаге. Для этого этапа хорошо подойдут пальчиковые краски, самодельные крахмальные краски и штампики. Предлагайте ребёнку большие листы: ватман, кусок обоев, можно рисовать в ванной комнате прямо на ванной.
  • Не следует давать маленькому ребёнку сразу много цветов. Так вы избежите некрасивого смешанного сероватого цвета. Вначале давайте ребёнку основные цвета и показывайте, как их можно смешивать.
  • Делайте заготовки. Вы можете подготовить уже вырезанные из бумаги контуры (например, цветы) и предложить ребёнку раскрасить их. После предложите приклеить заготовки к листу цветной или раскрашенной ребёнком бумаги. Получится красивая и аккуратная композиция.
  • Используйте трафареты. Это ещё один способ нарисовать картинку, не выходя за линии.
  • Используйте разные материалы, на которых можно рисовать: камни, ракушки, засушенные листья, солёное тесто, лёд и так далее.

  • Предлагайте рисовать не только кисточкой, но и другими материалами: пальчиками, мелками, губкой, короткими кисточками (хорошо подходят для формирования правильного захвата).
  • Малыши очень любят делать аппликации. Дайте ребёнку кусочки цветной бумаги, предложите порвать (или порезать, если ребёнок уже пользуется ножницами) и приклеить на лист.
  • Совсем маленьким деткам лучше начинать лепить из солёного теста. Так не страшно, если малыш попробует его на вкус.
  • Делайте заготовки. Сделайте рисунок мухомора и предложите малышу отрывать кусочки пластилина и делать точки.
  • Можно предложить полностью замазать пластилином контур картинки.

  • Дополняйте пластилин природными материалами (ракушками, камушками, палочками).
  • Пластилин можно использовать как дополнение к картинам. Например, вы можете предложить малышу создать морское дно: пусть он раскрасит сделанные вами заготовки рыбок, приклеит на лист бумаги и сделает камушки или пузырьки из пластилина.

Веселый, эмоциональный, капризный, неусидчивый и даже несносный – малыш в двухлетнем возрасте бывает очень разным. Это новый этап в его развитии, который полон интересных впечатлений, а также связан с самоутверждением и осознанием себя в мире. В этот период игры и занятия с ребенком становятся более длительными, задачи усложняются, а вот сконцентрировать внимание детей порой бывает сложнее, чем в более раннем возрасте.

Когда малышу исполняется два года, он уже по-другому воспринимает мир, а заодно и себя. Проводить занятия с ребенком 2 лет нужно по-прежнему в яркой игровой форме, но их можно усложнять. Кроме того, обязательно необходимо учитывать особенности возраста и понимать, что сейчас необходимо ребенку больше всего.

Содержание статьи:

Ребенку 2 года: особенности развития и мышления

Ребенок, которому выполнилось два года, становится более активным, подвижным, физически развитым и крепким. В этот период он пытается осознать себя в большом и сложном мире, а также продолжает изучать и исследовать все вокруг. Капризы и проявления характера («я», «я не хочу!», «я не буду!») являются частью развития ребенка. Сейчас уже сложнее объяснять или учить малыша во время игры, он часто руководит процессом, меняя правила по своему желанию.

С другой стороны, дети в двухлетнем возрасте намного усидчивее, чем младшие. Они с интересом воспринимают пазлы и , готовы проводить больше времени, посвящая его одному занятию. Также развита лучше, ребенок уже держит карандаш или ручку и может рисовать.

Любимое занятие для детей сейчас – это взрослые дела. Они с удовольствием подметают, моют посуду, складывают в стиральную машину игрушки. Одно из направлений, которому должны быть посвящены занятия с детьми – это обучение рядовым домашним делам, первые простые обязанности ребенка.

Занятия для детей от 2 до 3 лет

В два года наступает самый благодатный период для ответственных родителей. Сейчас малыш полностью открыт миру, он воспринимает новые знания очень легко и быстро. Это прекрасный момент для легкого, ненавязчивого, но системного обучения ребенка основным навыкам, а также для его развития в творческом плане.

Занятия для детей 2 лет можно разделить на несколько категорий:

  • , активное пополнение словарного запаса;
  • Физическое развитие, ;
  • Мелкая моторика рук и пальцев;
  • Творческое развитие;
  • Основы математики, абстрактного мышления;
  • Закрепление и усовершенствование чувств.

В таком возрасте ребенок по-прежнему не может концентрировать внимание подолгу на одном предмете. Поэтому занятия с детьми нужно проводить не больше чем по 15-20 минут. Их желательно чередовать: подвижные игры во дворе, развитие речи (прочтение сказок, разговоры), творческие и математические занятия.

Деткам в возрасте двух-двух с половиной лет мы продолжаем давать такие же задания, как и малышам более раннего возраста, но их немного усложняем и совершенствуем. Кроме того, форма проведения занятий тоже меняется: это не только обучение в процессе игры, но и полноценные серьезные занятия, направленные на развитие той или иной функции.

Занятия с ребенком 2 лет для развития речи

В двухлетнем возрасте задачей для малыша стоит уже не просто называние предметов, а их характеристика, описывание ситуации, умение рассказать и подать свои мысли правильно. Чтобы развивать способности ребенка в этой области, нужно проводить простые тематические занятия (), читая и анализируя любимые сказки с картинками, истории и стихи.

Важные детали занятий:

  • Ребенок должен повторять «пропущенные» слова в сказке, участвуя в ее рассказе;
  • Повторять движения или действия, о которых идет речь в повествовании;
  • Отвечать на простые вопросы по смыслу сказки;
  • Подражать звукам и голосам, либо повторять возгласы героев.

Важнейший элемент чтения сказки вслух – это ее обсуждение, повтор пропущенных слов или возгласов. Ребенок должен учиться говорить, правильно формируя свою речь.

Познание окружающего мира

Такие занятия с детьми 2 лет включают в себя непосредственное общение с внешним миром, а также игры с картинками. Используя простые наборы картинок, атласы или первые детские книжки, нужно учить детей знать части тела и лица, одежду и обувь, птиц, животных, овощи, фрукты, продукты, транспорт и игрушки. Интересные и более сложные занятия – найти среди картинок не просто всех птиц, а подобрать пары: животные и их домики, одежду для мальчика или девочки и т.д.

Простые прогулки на улице помогают закреплять знания, дети показывают предметы и растения, виды транспорта, запоминают, кто где живет (птицы – на деревьях, дикие животные – в лесу, рыбки – в воде). Рассказывая ребенку обо всем, спрашивайте, просите сравнить предметы, описать их. Это одновременно работает на развитие речи малыша, его умение правильно объяснять свое мнение. Познание окружающего мира – это одно из самых увлекательных занятий, которое с удовольствием проводят дети и их родители.

Домашние ролевые игры

Малыши в возрасте двух лет с удовольствием повторяют действия взрослых. Это отличный повод научить детей обычных и нужных вещей (убирать за собой, складывать одежду, посуду и т.д.). Одна из простейших игр на эту тему – сортирование. Занимаясь домашними делами, просите ребенка отделить одежду мамы, папы, братика и свою; положить возле каждой миски чашку и ложку; рассортировать полотенца от большого к маленькому. Дети обожают такие забавы, они одновременно играют, учатся и чувствуют себя взрослыми и полезными.

Математические занятия

Что должен знать малыш в двухлетнем возрасте? Рекомендации методистов довольно простые. Ребенок должен понимать, что такое «один», а что такое «много», до трех, а также знать основные геометрические фигуры. Здесь по-прежнему пригодятся – игрушки из раннего возраста малыша. Кроме того, хорошо подойдут для занятий специальные игрушки-цифры, кубики и карточки.

Математические занятия – это прерогатива дошкольных заведений. Они достаточно сложные для восприятия и требуют концентрации внимания. Если ваш ребенок не ходит в садик, вы можете учить его и самостоятельно, но в легкой, непринужденной форме. Не старайтесь обучать малыша многим цифрам, пусть он сам проявляет интерес к занятиям.

Развитие логического мышления

И задания – самый интересный и многогранный раздел. Занятия эти направлены на развитие мышления, и их можно поделить на несколько отдельных категорий:

  • Мышления;
  • Памяти;
  • Внимания.

Несколько примеров логических занятий для детей 2 лет:

  • Простые пазлы. Детям такого возраста подходят пазлы, которые состоят из 4-8 частей. Хорошая альтернатива – кубики, которые вместе составляют картинку. Это сложная задачка, так как есть целых 6 картинок, которые нужно отличить;
  • Найти тень. Дети видят цветные изображения знакомых предметов, а рядом, вперемешку – их тени. Задача – найти тень для каждого предмета;
  • Карточки-вкладыши. Такую игру можно изготовить самому. В одинаковых квадратных рамках вырезаем разные фигуры, затем смешиваем их. Задача ребенка – найти фигуру (кубик-сортер создан по тому же принципу);
  • Найти пару – занятие на ассоциации;
  • Продолжи ряд (три предмета из одной категории нужно дополнить еще одним из нескольких вариантов).

Творчество и мелкая моторика рук

С двухлетнего возраста детям можно предлагать , но теплый и хорошо размятый. Отдельным занятием становится , а иногда – простые раскраски. Интересное и увлекательное занятие для творческого развития – «рваные» аппликации, когда малышу не нужно еще оперировать ножницами, а можно составлять картинку по маминому шаблону из оторванных кусочков мягкой бумаги.

Как правильно проводить занятия с детьми 2 лет?

Дисциплина и режим играют очень важную роль в развитии малыша. Занятия, даже самые простые и в игровой форме, нужно проводить в одно и то же время, иначе они станут лишь частью познания мира, и не принесут пользы. Конечно, нельзя ограничивать малыша, всегда нужно давать ему возможность самостоятельно решать, что делать. Лучше всего – чередовать игры и занятия с прогулками, отдыхом на природе и чтением (пока что читает мама, но первые книжки ребенок уже рассматривает и комментирует сам).

1. Учить понятия «много – мало».

2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).

4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

9. Угадывать животное по описанию.

10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


14. Начиная с 2,5 лет – играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:

16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Игры с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.

21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) – находить ошибки на картинках (работа с пособиями) – чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии "Умные книжки":

Изучение свойств предметов.

1. Цвета предметов.

2. Геометрические фигуры, формы.
3. Длинный-короткий.
4. Высокий – низкий.
5. Широкий-узкий.
6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).
7. Теплый-холодный.
8. Твердый-мягкий.
9. Гладкий-шершавый.
10. Тяжелый-легкий.
11. Вкус, запах.

Развитие внимания.

1. Играть в «Найди!» - просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно – найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. – играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

2. Игра в «Найди пару» - более усложненный вариант, чем это было от года до двух – найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:


3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

4. Ближе к трем годам - построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

6. Поиск предметов по одному признаку - найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

7. Поиск предметов по двум признакам - найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

Как развивать память.

1. «Что пропало?» - запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать .

2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти - где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

9. «Мемори» - игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз - таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти ("найди, на какой карточке нарисован мишка?"). Другой вариант "Мемори" можно .

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку - махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) - развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» - играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в "догонялки", "волк и зайчата" и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра "Улиточка и домик". Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки - пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:

Музыка и ритм.

1. Слушать много песенок по возрасту.

2. Учиться слушать музыку - прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы "О чем нам рассказывает эта мелодия?". Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу - кто его зовет).

7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» - как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

8. Пробовать определять, откуда идет звук (например – "слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?").

9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых - барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) – играть в угадай мелодию – мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

13. Петь песенки ребенку.

14. Танцевать – быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками – движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек - на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами – ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

Рисование.

1. Рисовать дорожки.

2. Рисовать кружочки.

3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки - ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

5. Рисовать короткие и длинные линии.

6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет).

7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).

8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

5. Аппликация из рваной бумаги.

Конструирование.

  1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
  2. Играть с «лего».
  3. Ближе к трем годам - строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
  4. Игры с блоками Дьенеша.
  5. Игры с палочками Кюизенера.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, "корова дает молоко", "коза бодается" и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то - дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

10. Изучить темы:

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы "Человек" - строение, части тела, (по желанию родителей - элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» - попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» - изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

Развитие на прогулке.

1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар - для людей, дорога - для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины - быстро - медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч­ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру­гого родного человека), что ему сказать.

4. Изучать растительность – цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко­вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

9. Небо: наблюдать за изменениями в небе – облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

10. Наблюдать за луной.

11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

13. Развивать словарный запас – обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

15. Играть с песком. Обратить внимание на свой­ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож­дя) - становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

16. Играть со снегом.

17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет - не тонет») – по желанию родителей.

18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

22. В свободное от игр время учить стихи.

23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

Развитие речи.

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы .

Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг – дома, на улице.

2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

7. Слушать песенки.

8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

Артикуляция.

Моторика (общая и мелкая).

1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.
2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.
3. Играть с рамками-вкладышами.
4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их).
5. Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).
6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.
7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.
8. Играть с наклейками.
9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.
10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.
11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.
12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).
13. Набирать и переливать воду с помощью клизмы или пипетки .


14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.


15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.
16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:


17. Играть с прищепками.


18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.


19. Играть со шнуровками.
20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.
21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.
24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.
25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

Логический квадрат:

Шнуровки:

Разрезные овощи и фрукты:

Медвежата:

Рыбалка:

По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

Развитие сенсорики.

1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке - пособие "завези каждую машину в свой гараж". Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов – мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

3. Ближе к 3-м годам - определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

Взаимодействие со сверстниками.

1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм – вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно – взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Бытовые навыки и самообслуживание.

Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем - с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

4. Самостоятельно есть густую пищу.

5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

6. Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки).

7. Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться).

8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам – одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно – тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент – чудес не бывает – чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

Развитие желания заниматься и развиваться.

1. Хвалить за успехи.
2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда – стоит ли из-за этого расстраиваться?).
3. Заниматься тем, что интересно ребёнку . Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение – заменить это живым общением и т.п.)
4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).
5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.
6. Заниматься тем, что по силам ребенку – у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут – и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

Кризис трех лет.

Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно, но когда-нибудь все закончится, "кризис трех лет" надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

Кризис трех лет - это серьезное испытание для связи "мама-ребенок", для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть. Если вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом – знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый этап его развития, от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

Нравится

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: