Идеал совершенного человека в народных сказках. Идеал современного человека сочетает в себе высокие патриотические и гражданские качества, верность демократическим законам, сыновнее чувство обязанности перед народом Глава II. Традиции народной педагогики

В любой педагогической системе одним из ключевых является понятие "воспитательный идеал". Размышляя о народном идеале воспитания, Г. Н. Волков оперирует понятиями "совершенный человек" и "совершенная личность" . Именно формирование совершенной личности Г. Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. "Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания... В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться".

Г. Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств.

Пример . "Настоящий джигит" башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского "доброго молодца" родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.

По наблюдениям Г. Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – "всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства... Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. “Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа” – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов".

У каждого парода имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей – это "семь благ" или "семь заповедей", у бурятов "девять доблестей" и т.д. "Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества".

От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который "не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке".

Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. "На основе собственного самосознания, – пишет Г. Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примере – на своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом".

Методологические подходы к сущности этнопедагогических явлений выстраивались на основе конкретного исторического анализа, в максимальной мере учитывалось то, что традиционная культура воспитания обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития жизни этноса. Этнопедагогические явления рассматривались с учетом связи истории с современностью, как диалектические проявления общего, особенного и частного, в русле системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.

Введение

Заключение

Список литературы

Таким образом, тему моей работы «Нравственные идеалы в народной педагогике» можно считать актуальной.

Цель данной работы: Проанализировать нравственные идеалы в народной педагогике.

Задачи работы:

1) Дать характеристику нравственного идеала в народной педагогике.

2) Рассмотреть традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

3) Сделать выводы.

Объектом данного исследования является нравственный идеал.

Субъектом данного исследования является нравственный идеал в народной педагогике.

Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике

1.1 Возникновение идеи нравственного идеала

В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для русского этноса.

Идея совершенства человеческой личности первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности .

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, они тесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр: их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям, формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

Следующий фактор - слово, играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственного воспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многое другое.

В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Уникальным творением народного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки, способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все свое мировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжении нескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов, которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в деле формирования личности человека, культивировали те их виды, которые способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию .

Огромное значение в деле формирования нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и т.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающей идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.

Исключительное место в жизни русских занимала религия, также относящаяся к числу факторов этнопедагогики. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективно использовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповеди способствовало формированию у них нравственных устоев.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики - примера-идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Используемые в воспитании былины, легенды, исторические песни стимулировали деятельность ребенка для достижения нравственного идеала. Ясно осознавал русский народ значение личного примера в воспитании, в связи с чем был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.

Другие факторы народной педагогики - труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной, эстетической деятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считаются ценными для данного этноса.

1.3 Этнический характер совершенного человека

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностном идеале вдех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т. е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т. е. не позорь честь и достоинства адыга .

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум и счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может вес разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь - ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа .

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Примечательна характеристика юноши сына бедной вдовы, се надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

В заключение необходимо отметить, что нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают свое особое звучание и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства (этнопедагогика) способствует эффективному воспитанию. Вот почему многие педагоги считают, что нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.

Глава II. Традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе

2.1 Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах

Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо более широкого социально-педагогического процесса - воспитания. Необходимо всегда помнить мудрое народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых делах, тот больше отстает, чем успевает». Сегодня прогрессивные идеи народной педагогики, вновь, как никогда ранее, становятся остро востребованными теорией и практикой воспитания .

Существует множество возможностей использования традиций народной педагогики. Так преподаватели малочисленных сельских школ основополагающей для экспериментальной работы выбирают идею общинности. В качестве принципа стремятся реализовать эту идею на практике, определяют ее и в фундамент развиваемой теории воспитательной системы школы.

Если быть последовательным в реализации принципа общинности, то воспитание, в сущности своей, есть обмен духовными ценностями, осуществляемый в процессе межличностного общения. А цель воспитания и обучения все же едина: формирование личности, способной к социально-значимой творческой деятельности, непрерывному нравственному самосовершенствованию. В своей опытно-поисковой работе преподаватели многократно убедились, что педагог, для того, чтобы профессионально-грамотно организовать жизнедеятельность своих учеников должен сам жить этой детской жизнью. Тогда и только тогда он сможет найти кратчайший путь к сердцам и душам своих воспитанников. А «волшебным ключиком», открывающим души детей, пробуждающим их познавательно-творческую активность является совместное творчество.

Культивирование творческой деятельности изначально предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство внутриличностных, межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Стремление развить эти чрезвычайно ценные качества и движет педагогами при организации воспитательной работы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового для ребенка всегда означает создание того, что у него еще никогда не получалось. Это крайне сложная и педагогически предельно ответственная задача. Реализуемая система воспитательной деятельности ориентирована именно на всемерную поддержку творческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий для проявления творческой активности, в целом, формирование личности, ответствепнной за свои поступки.

Основные направления системы воспитательной работы в школе:

1) познавательное, понимаемое как обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитии;

2) трудовое, рассматриваемое как содействие социализации, обеспечение сознательной включенности детей, подростков, старшеклассников в актуальные проблемы общественного развития, интенсивное приобщение к активно-преобразующей общественно-полезной деятельности;

3) социально-ориентирующее, включающее в себя формирование объективного представления об общечеловеческих социальных ценностях, формирование чувства своей причастности к социальному развитию, пониманию нерасторжимого единства школы и жизни, учения и творчества, игры и будущей профессиональной деятельности;

4) художественное, предполагающее целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его художественно-творческого мироощущения, потребности в творческой деятельности, разносторонней реализации своих художественных задатков и способностей;

5) спортивно-оздоровительное, культивирующее здоровый образ жизни, пропаганду выносливости, пластичности, представления о красоте человеческого тела.

В условиях сельской малочисленной школы, воспитательная система с необходимостью является социально открытой педагогической системой. К этому располагает и реализуемая в школе концепция, где общинность, дух возрождаемых народных педагогических идей ставят педагогический коллектив школы перед актуальной задачей - налаживания устойчивых воспитывающих взаимоотношений с открытым социумом.

Общественно-семейные отношения в этом плане представляют особый интерес. Традиции русской народной педагогической культуры, обогащенные современным научным знаниям, обнаруживают свою особую жизнеспособность, свою исконную созидательную силу.

При организации работы с родителями педагоги стремятся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. В народной педагогической культуре воспитание детей - самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействи учителей учеников и родителей. Факт самоустранение родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей всемерному искоренению всеми педагогически доступными средствами.

Союз семьи и школы обеспечивается реализацией следующих трех основных направлений:

1) педагогизация внутрисемейных отношений;

2) целенаправленное повышение роли семьи в разностороннем духовно-нравственном развитии ребенка;

3) использование потенциальных воспитательных ресурсов семьи для формирования ученика как субъекта русской культуры.

В качеств критериев эффективности осуществляемой воспитательной работы используются следующие параметры:

1) воспитанность учащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивы социально-значимого поведения, степень сформированности общетипических для школы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующие нравственные ценности и ориентации ребенка);

2) уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);

3) характер взаимоотношений между участниками целостного педагогического процесса (между самими учащимися, между родителями и детьми, педагогами и учащимися, стиль взаимоотношений в учительском коллективе);

4) повышение роли самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Динамика показателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективности проводимой воспитательной работы.

Результаты выполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуют себя в школе комфортно, 70% из числа опрошенных отметили позитивное отношение к занятиям. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности также показало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90% удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраивает характер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результата представляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стен школы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности, присылают письма и др .

2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:

1) Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система.

2) Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы.

Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.

3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.

Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.

4) Принцип становления Человека и Гражданина.

5) Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.

6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «… в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» .

К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:

1) самоценность жизни и человеческой личности;

2) русский язык и народный фольклор;

3) наследие русской культуры, культуры славянских народов;

4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.

Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:

Устное народное творчество;

Русская словесность;

Выдающиеся люди России;

История русской книги;

Русская история;

Славяноведение;

Народные ремесла;

«Мой город»;

Русский дом и др.

Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры .

Заключение

Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.

Список литературы

1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.

2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск, 1995. – 218 с.

4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5.

5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. – М., 2004. – 144 с.

6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5.

7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4.

8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.

9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. – 492 с.

10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.

11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. – 384 с.

12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7.

13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5.

14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.

15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2.

16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. – 2004.

17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996.

18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Просвещение, 1998. – 84 с.

19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. – август 2001.

20) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

ПриложениЯ

Приложение 1

Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников

Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.

(звучит музыка)

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец!

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!

– Ребята, а вы любите сказки?

– Вы их читаете?

– Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?

– Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)

– Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)

– Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!

(Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).

Представление заканчивается словами:

«СКАЗКА– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!

– Вы согласны с этим?

Или современный вариант: «СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».

– Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».

1. – Как вы считаете, кто главный герой сказки?

А) Дед или Бабка?

Б) Внучка, Жучка, Кошка?

(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).

2. – Так о чем же эта сказка?

А) О труде!

Б) О дружбе!

С) О взаимопомощи!

(Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)

После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.

– Так к какому выводу мы с вами пришли?

(Дети обобщают сказанное).

– Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?

Напоминаем слова Репки:

Я расту, расту, расту,

К небу листики тяну,

Солнца силу наберу,

В корешке приберегу,

Выше, выше! Шире, шире!

Я расту, стараюсь,

Соком наливаюсь!!!

Все! Устала я чуть – чуть…

Теперь можно отдохнуть.

Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.

– Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?

(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)

Звучит музыка – занятие на этом заканчивается.

Раздается стук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:

«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»

– Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?

– Да, – отвечают дети!

– Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!

Приложение 2

Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогикидля подростков «Родимая сторонушка»

I. Цель урока:

1) Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.

2) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.

3) Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).

II. Задачи:

1) Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.

2) Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей.

3) Выполнить творческую работу – зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.

III. План урока:

1) Организационный момент. Сообщение темы занятия.

2) Краткое повторение пройденного материала

§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует "тоску по идеалу".

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, "человек совершенный" в идеале и действительности гораздо младше "человека разумного" (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных "педагогических" действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества "люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В.) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним". Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей "все более высоких", то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение", служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

В жизни казахского общества женщина занимала особое положение.

Искусство казахских женщин в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.

Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди­ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи­ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - казашки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего, то, что героини национального фольклора необыкновенно красивы. Порт­ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен­ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто­ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра­вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут­верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.

Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби­ще, в мастерской, за рукоделием, в процессе самообслужива­ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си­лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен­ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа­тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче­ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре­рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед­нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.

Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив­ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично­сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст­венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка­честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.

Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова­лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство­вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де­тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя­тельно сотворенной красоты труда.

Люди считали, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи­зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж­но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы­валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея­тельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла­ждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" , "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд"

Казахи придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому, что для них предметы быта, орудия труда, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте­тическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У казахов от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения. Несмот­ря на то, что жизнь казахского народа была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен­ности. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. Песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле­кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколе­ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.

В основу формирования совершенного человека народная педа­гогика казахского народа положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд являлся мерилом человеческих ценностей.

Далее содержание эстетического воспитания в народной педа­гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир казахов. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре­красного в природе. Именно природа Казахстана являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю­дям, труду, быту, искусству. Казахстанская земля, отличающаяся красотой и щедростью оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народ считал землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому, строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле­чешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры­валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас­ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст­во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили на поиски сухих веток или собирали дикие ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро­мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род­ной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, казахи обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не­смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово­рили, обращаясь к детям: "Берегите степь и горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра­соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.

Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре­бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Жулдыз" (Звезда), "Айжан" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гульнар" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Бота" ("Верблюжонок"), названиям драго­ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Алтынкыз" ("Золотая девушка), "Алтыншаш" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство­вали представлениям степняков о женской красоте. Природа подсказы­вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны­ми цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Жолбарыс" ("Тигр"), "Айбар" ("Отважный") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за­гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Уст­ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре­красной казахской природы: высокие горы, глубокие ущелья, дремучие леса, отвесные скалы и бескрайние степи, озёра, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по­этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти­ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ­ные явления в народном фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глуб­же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гор­дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин­дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба­ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо­дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос­тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета­лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Казахстана, накладывала отпеча­ток на всю народную педагогику. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред­ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь казахов, влияла на формирование черт народной педагогики и педа­гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род­ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни казахского народа следует рассматривать их художе­ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при­кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб­ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде­лиях народных умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи­рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради­ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо­ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная выдумка оформления.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства были ковроделие, гончарное производство, швейное искусство, резьба по камню. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем­ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества швейное искусство, связанное с украшением традицион­ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава­лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди­фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази­лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра­шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по­требностей в лучших своих образцах одежда казахского народа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор­чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.

В одежду органической частью входили оружие и металличе­ские украшения.

Заключение.

Эстетические идеалы казахского народа не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманисти­ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по­коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра­диций в воспитании.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.

2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.

3. К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, история, практика. – Алматы, 1998
4. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История каз.педагогики и психологии. Учеб.пособие Алма-Аты, 1995.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: