Программа аба для детей с аутизмом. Ава-терапия. Как проходят занятия АВА-терапией

У Илюши довольно часто возникает нежелательное поведение во время занятий. Для уменьшения нежелательного поведения и усиления навыков сотрудничества необходимо предпринять следующие шаги:

    В постоянном режиме вести таблицу ABC , отслеживать нежелательное поведение. Мы будем стараться манипулировать предшествующими факторами так, чтобы нежелательное поведение Ильи просто не появлялось.

    На постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов. Используем:

    Метод одиночного тестирования при появлении нового поощрения (показываем что это, как оно работает, пытаемся заинтересовать ребенка).

    Метод множественного тестирования – в обычном режиме занятий. Здесь Илья сам выбирает из коробки поощрений предмет. В коробке поощрений должны быть те предметы, которые Илья знает, как использовать. Если мы добавляем новый предмет, то для начала надо провести одиночное тестирование.

    Методы выбора из двух – для определения более мотивационного поощрения для текущего занятия.

Необходимо постоянно искать те вещи, различные штучки, которые могут Илюше понравиться. Играть вместе с ним с поощрениями (но при этом не навязывать свою игру), показать, как с нами хорошо и весело.

    Во время занятий, когда Илья себя хорошо ведет, обязательно поощряем его жетончиками за красивое поведение. Например, говорим: «Ты красиво сидишь» и ставим жетон. Или: «Красиво себя ведешь!». Не скупитесь на жетоны за хорошее поведение, ставьте их часто. Наша задача сейчас усилить хорошее поведение.

    Обязательно надо следить за сложностью заданий. Необходимо очень точно подбирать упражнения так, чтобы они были не очень легкими, но и не очень сложными. Нежелательное поведение Ильи часто проявляется в моменты его неуспеха. Соответственно, на данном этапе нам надо исключить неуспешное выполнение упражнений. Если мы видим, что Илья не справляется с заданием, нам необходимо внимательно проанализировать задание, понять, есть ли в арсенале Ильи все необходимые для освоения данного упражнения навыки. Возможно, мы «перепрыгнули» какую-то важную ступеньку, и теперь Илюше сложно.

    Необходимо использовать подсказки во время обучения. Сначала надо определить эффективный вид подсказки для определенного упражнения и вовремя ее оказывать в процессе обучения. При этом необходимо постепенно убирать подсказку так, чтобы Илья не был от них зависим.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО! Необходимо соблюдать определенную структуру занятий.

Занятие будет состоять из 5-7 блоков. Каждый блок включает в себя последовательность упражнений:

    Игровая деятельность.

Начинаем с игровой деятельности. Игра должна быть легкой и приятной, и, при этом, Илья должен за нее получать жетоны и призы. Игры можно включать из программы или любые другие, которые вы знаете (главное, чтобы они были легкими и приятными).

    Академические навыки.

После игровой деятельности переходим к одному из упражнений на тренировку академических навыков (упражнения на развитие поведения слушателя, визуальных навыков и др.).

    Моторика.

После упражнений на развитие академических навыков переходим к упражнениям на развитие крупной моторики (полоса препятствий, игра в мяч) и мелкой моторики (рисование, пластилин, бусины и др.)

Максимальное время продолжительности упражнения – 10 минут. Т.е. максимальная продолжительность блока (игровая деятельность, академический навык, моторика) – 30 минут. Илье необходимо предоставлять небольшой перерыв между упражнениями. Т.е. Илья получил приз и может с ним походить. По истечении 2-3 минут, приглашаем его заниматься дальше.

Между блоками необходим перерыв (не более 10 минут), во время которого вы готовитесь к следующему блоку, заполняете чек-листы и другие таблицы. В перерыве вы можете, на свое усмотрение, поиграть с Ильей или дать ему спокойно побыть одному. Обязательно всегда предупреждаем Илью, что перерыв заканчивается, и мы идем заниматься.

    Совершенно необязательно все время заниматься за столом. Можно взять карточки или другие предметы для занятий и сесть на пол. Либо вообще заниматься в другой комнате. А игры наоборот проводить за столом. Пусть у Ильи не будет взаимосвязи – стол = занятие.

    Если мы приглашаем Илью за стол, а он отказывается приемлемым образом, то мы отпускаем его. Например, мы, предварительно предупредив, говорим Илье: «Садись», а он нам отвечает: «Не хочу», мы не сажаем его за стол и даем ему немного еще отдохнуть, но при этом мы должны забрать у него все поощрения. Т.е. он может не садиться за стол, но при этом не иметь поощрений и доступа к ним. Как только Илья проявит инициативу и скажет: «Я хочу конфету», то мы говорим ему: «Садись». Скорее всего, Илья примет наше предложение.

После того, как Илья отказался садиться за стол, и мы отпустили его, он может немного погулять (без поощрений), а потом мы ведем его за руку и сажаем за стол уже сами.

Если Илья сразу же после первого приглашения пришел за стол, поощряем его жетонами, и говорим, что он молодец, что сам пришел.

    Мы НИКОГДА не будем поощрять Илью после того, как он проявлял нежелательное поведение в течение упражнения. Например, мы начинаем упражнение, Илья начинает кусаться, отказывается доделывать. Мы доделываем упражнения, ставим жетоны за правильные реакции. Когда он соберет все жетоны, мы говорим: «Все жетоны собрал – иди!» И помогаем ему выйти, Илья может немного походить-погулять, но без поощрений. Обязательно заносим все данные в таблицу ABC.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ Г. НОВОКУЗНЕЦКА»

РЕФЕРАТ

«МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВА-ТЕРАПИИ»

Выполнил:

Кунгурцева А.В.

преподаватель

ГПОУ ПК г. Новокузнецка

Новосибирск 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общая характеристика АВА-терапии 5

2. Характеристики метода 7

3. Методы ава-терапии для развития навыков 11

4. Принцип методики АВА 12

5. Преимущества методики АВА 16

6. Недостатки методики 17

7. Возможные трудности 18

Заключение 20

Список литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует несколько различных подходов к диагностике и коррекции аутизма, поэтому родителям аутичных детей и специалистам, работающим с ними, приходится делать выбор в пользу определенной системы коррекции. Сделать это не просто, особенно родителям, так как им приходится самостоятельно ориентироваться в море специальной информации, чтобы понять, кто и где окажет их ребенку наиболее квалифицированную помощь.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный. В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства. С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками. Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций. Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром.

В настоящее время существует большое количество методов коррекции и адаптации детей с аутизмом. Большая их часть разработана за рубежом. Методы коррекции и адаптации существенно отличаются друг от друга, так же как и теории о причинах аутизма. Существуют психологические, медицинские, биологические методы коррекции. Чаще всего встречается описание следующих биологических методик:

    Нормализация питания, исключающая из рациона продукты, содержащие глютен и казеин.

    Хелирование – выведение тяжелых металлов

    Медикаментозное и гомеопатическое лечение.

Кроме этого, различные специалисты предлагают самые разные методики: общение с животными, песочная терапия, музыкальная терапия, остеопатия и прочие.

Ниже приведен анализ наиболее популярных и распространенных психологических методов коррекции аутизма. Условно эти методы можно разделить на:

Методы обучающие (АВА-терапия, TEACCH),

Методы, восстанавливающие эмоциональные связи между матерью и ребенком с аутизмом (FLOORTIME, холдинг-терапия)

Нейро - коррекционные методы (сенсорная интеграция)

Одним из подходов является бихевиоральная терапия, и наиболее популярным ее вариантом - АВА программа.

1. Общая характеристика АВА-терапии

«Если ребенок не может учиться

так, как мы его учим,

то мы должны учить его так,

как он может учиться»

Оле Ивар Ловаас

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) - прикладной анализ поведения или метод Ловааса) - система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий.

В 1995 году Ивар Ловаас создал Институт Ловааса в Лос-Анджелесе, который обучает преподавателей работе по его методике. В настоящее время тысячи детей в США и во всем мире получают терапию по методу Ловааса. В России этот метод впервые стал широко применяться в Центре психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы .

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.

Поведение аутичного ребёнка зачастую кажется непредсказуемым и странным. Он может часами проводить время, погружённый в свои стереотипии, проявлять агрессию или панический страх в совершенно безобидных ситуациях и самое главное полностью отказываться от какого-либо сотрудничества.

В ава-терапии выделяют функцию поведения (4 основных вида поведения), выявляют предшествующие факторы, реакции окружающей среды (прежде всего людей), различные стимулы, способствующие возникновению той или иной поведенческой реакции. Зачастую для эффективного анализа приходится вести достаточно длительные наблюдения и собирать статистику для последующей обработки. В этом процессе участвует не только ава-терапист, но и все члены семьи ребёнка.

Это процесс не быстрый и трудоемкий, но зато в результате загадочное поведение перестаёт быть таковым и приобретает смысл. Естественно с точки зрения обычного человека этот смысл кажется искажённым, но ведь и отражённое в кривом зеркале причудливое изображение имеет все же человеческие черты. Первым шагом ава-тераписта является описание причудливого поведения, отразившегося в кривом зеркале аутизма.

Для описания текущего уровня развития и определения актуальных целей проводится тестирование по системе VP-MAPP или альтернативной системе. Программа является руководством для ава-тераписта на определённый срок. Формально считается, что программа должна корректироваться раз в месяц, но реально необходимость в корректировке появляется по мере освоения ребёнком новых навыков, и период корректировки может достигать двух месяцев и более. Для отслеживания текущего уровня освоения программы используются чек-листы, заполняемые ава-терапистом каждое занятие. В чек-листах фиксируются все основные данные, относящиеся к выполнению программы и показывающие динамику развития ребёнка. Можно сказать, что это основной инструмент для оценки эффективности работы ава-тераписта и последующих корректировок программы.

2. Характеристики метода

    Прикладной : ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.

    Поведенческий : ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.


рис2. Схема работы с ребенком

паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

    Технологический : Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки». Технологический признак АВА - это признак, который показывает, что с помощью четко описанной программы действий любой человек может применять поведенческие методы обучения.

    Концептуальный : Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа. Этот признак АВА говорит о том, что вся методология в АВА основывается на принципах и законах поведения. Например, метод использования поощрений основывается на принципе усиления поведения, метод использования подсказок основывается на принципе переноса контроля над поведением на релевантные предшествующие факторы, метод игнорирования поведения, функцией которого является привлечение внимания - основывается на принципе прекращения усиления или гашения поведения, и так далее. Важно помнить, что в АВА нет каких-либо методов, которые концептуально не обоснованы.

    Эффективный : При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении. Благодаря тому, что в АВА на постоянной основе ведется сбор и анализ данных - это позволяет проводить процесс обучения эффективно. Если данные показывают нам, что ребенок уже научился различать карточки членов семьи (делает 80% правильных реакций) - это говорит о том, что пришло время начать работать над новой целью, а не «мучить» ребенка этими карточками еще год. Если данные показывают, что при применении процедуры коррекции поведения (например, порицания) для уменьшения нежелательного поведения (прыганья по диванам) нет изменений в поведении, и количество нежелательного поведения не уменьшилось - это говорит о том, что нужно менять процедуру, и использовать другую (например, поощрять, когда ребенок спокойно сидит или играет в игрушки, или вместо дивана прыгает на батуте). После этого продолжать отслеживать процесс, и если новая процедура не помогла - снова внести коррективы и выбрать другую процедуру.

    Общий : Изменение в поведении должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения. Общий признак АВА говорит о том, что если ребенок научился какому-либо навыку в одной среде - необходимо побеспокоится о том, чтобы он обобщил этот навык и в другой среде, в повседневной жизни, и в обиходе. Если ребенок научился говорить звук «А» на занятии, но потом этот звук не использует, даже когда хочет апельсин - то это не АВА, это пустая трата времени. Применение АВА предполагает, что те изменения в поведении, которые произошли вследствие поведенческой коррекции, будут постоянными и помогут человеку улучшить качество собственной жизни.

    Методы ава-терапии для развития навыков

Для того, чтобы четче понять, что из себя представляет данный метод, нужно рассмотреть его виды, направления эффективного влияния на поведение ребенка. Во время занятий применяются:

1. Методика дискретных попыток заключается в разбивании сложных задач на более простые. Для того, чтобы их выполнить даются небольшие по протяженности промежутки времени, во время которых даются подсказки. Из-за этого эффективность обучения значительно увеличивается. Попыток может быть несколько.

2. Вербальное поведение – цель этой методики заключается в том, чтобы научить ребенка разговаривать путем образования связей между словами и их значениями. При таком варианте работы специалист может проводить несколько разных упражнений: говорить слова, а ребенок будет повторять их; называть предметы, а малыш будет указывать на него и говорить его название; обучение требованию или команде, когда ребенок должен что-то попросить и только в таком случае он это получит.

3. Обучение в естественной среде учит ребенка, как вести себя в различных ситуациях, которые моделирует для него терапевт. Основывается на осознании того, насколько важно придать реальный практический смысл тем навыкам, которые изучает ребенок. Данный метод предполагает обучение навыкам в той среде, в которой они впоследствии будут использоваться. Использование естественной повседневной среды ребенка во время терапии может помочь увеличить обобщение приобретаемых навыков для различных повседневных ситуаций. В процессе случайного обучения учителя или инструкторы используют естественные возможности для того, чтобы помочь ребенку обучиться речи. Ребенок выбирает какое-либо желаемое им занятие или деятельность, а инструктор следует за инициативой или интересом ребенка. Данные стратегии преподавания были разработаны для облегчения обобщения приобретаемых навыков и улучшения запоминания. Как только ребенок попадает в естественную ситуацию, в которой он проявляет интерес, инструктор последовательно помогает ему с с целью поощрения ответной реакции ребенка. Например, ребенок качается на качели и ему нужно, чтобы инструктор подтолкнул качели, чтобы ребенок качался выше. Инструктор ждет пока ребенок сам об этом попросит и только, когда он попросит инструктор подтолкнет качели. Он каждый раз ждет просьбы ребенка и только после этого толкает качели.

4. Главные реакции – эта методика нужна для усиления мотивации. Обычно в ней используются задания на выбор, чередование, каждая попытка должна поощряться.

5. Обучение самоуправлению направлено на то, чтобы ребенок смог научиться выполнять действия самостоятельно и быть более независимым от родителей. Малыш учится оценивать и контролировать свое поведение.

6. Видео моделирование. Этот метод позволяет обучать соблюдению гигиенических процедур, различным социальным навыкам, пониманию эмоций и т. п. Он заключается в том, что ребенку несколько раз показывают презентации с демонстрацией желательного поведения.

    Принцип методики АВА

Специалисты по АВА утверждают, что занятия по отработке навыков должны быть интенсивными, – так, например, с ребенком раннего возраста (до 3 лет) предлагается заниматься не менее 30 часов в неделю.

Отдельное внимание уделяется “нежелательному поведению” аутичного ребенка. Каждый вид такого поведения (стереотипии, агрессия и пр.) последовательно устраняется или, по крайней мере, уменьшается, также с помощью системы поощрений и наказаний.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о причинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента .

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения . Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нравится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то нарушения дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

АВА-терапия для аутистов - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. Выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие и, таким образом, формируется определенный навык. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал. После того, как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем. На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап. Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

    Преимущества методики АВА

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Плюсы методики АВА

    Методика приносит быстрые и ярко выраженные результаты

    Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния

    Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик

    Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий

    Только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно

    Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

    Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют - обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Минусы методики АВА

    Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери

    Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми

    Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.

    Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений. Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

    Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны.

    Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции.

    Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников

    Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция - раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.

Заключение

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача - помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие. Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

    устанавливать зрительный контакт,

    имитировать основные движения,

    имитировать действия с предметами,

    имитировать мелкие и точные движения,

    имитировать произносительные движения,

    выполнять единичные команды,

    узнавать знакомых людей,

    указывать на желаемые предметы

    и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

Методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно.

В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии аутизма и расстройств аутистического спектра. Однако, ABA дисциплина позволяет найти подход к любому человеку. Этот метод имеет широкий спектр применения: воспитание детей, образование, поддержание здорового образа жизни, спорт и физическую культуру, изучение иностранных языков, профилактику заболеваний, лечение различного рода зависимостей, увеличение производительности труда и другие.

Список литературы

Книга, имеющая не более трех авторов

    Бейкер Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] : / Б. Бейкер, А. Брайтман . - Москва.: Тенериф, 2006. - 497 с.

  1. Джон О. Купер, Прикладной анализ поведения [Текст] : / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард; пер. с англ. З. Х. Измайлова-Камар. - Москва.: - «Практика», 2016. – 864 с.

  2. Ловаас И . Книга Я Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by [ Текст ] / O. Ivar Lovaas. - University Park Press; (April 1981).

    Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA) [Текст] : / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.

    Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] : / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; под ред. О.С. Никольской. – Москва.: -Тенериф, 2012.

    Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст] : / руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. – Москва.: Тенериф, 2011. - 416 с.

    Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis ) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] : / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.

Статья из журнала:

    Власова О.A. Методы оценки уровня развития аутичных детей и подростков, используемые в зарубежной практике [Текст] / О.А. Власова // Аутизм и нарушения развития. - Московский городской психолого-педагогический университет; № 3 (30). - 2010

    Эрц-Нафтульева, Ю. М. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» [Текст] / Ю. М. Эрц-Нафтульева, Е. Б. Жесткова // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4. С. 24-31.

    Cohen , H . Методика ранней интенсивной коррекции поведения: Повторение модели UCLA в обществе [Текст] / H . Cohen , M . Amerine - Dickens , T . Smith // Развивающая и поведенческая педиатрия, 27, S 145- S 155. – 2006.

    Lovaas, O. I. Поведенческая терапия и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование детей младшего возраста с аутизмом [Текст] / O.I. Lovaas // Журнал консультаций и клинической психологии, 55, 3-9. - 1987

    Sallows , G . O . Интенсивная поведенческая терапия детей с аутизмом: Результат четырехгодичного исследования и прогнозирования [Текст] / G . O . Sallows , T . D . Graupner // Американский журнал психических нарушений, 110, 417-438. - 2005

Электронное издание

    Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

    Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг // электронный Альманах ИКП РАО. – 2014. - №20.

    Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

Интернет-ресурс:

    Власова, О.А. Жизнь с диагнозом "аутизм" / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью журналу GEO. – сенябрь, 2010 г.: ( )

    Власова, О.А. «Адаптация детей с аутизмом в России» / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью русской службе ВВС. - 16 октября 2009 г . _ health _ autism . shtml ? page = all )

См. Л.Г. Бородина. О книге О.Ивара Ловааса «Обучение детей с нарушениями развития» // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2005, с. 7-22; № 1, 2006, с. 15-21; О.В. Скробкина (Курманова). Использование зарубежных программ в коррекции без- речевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2006, с. 12-17; № 1, 2006, с. 13-20

Предисловия от редакции: Родителям детей с аутизмом необходимо четко понимать важную вещь. Ответственность за окончательный выбор терапии лежит на нас, а не на врачах и тьюторах. В этом жизнь родителя с особым ребёнком мало отличается от коллеги с нейротипичным наследником.

Мы выбираем, какая терапия должна быть начата. Мы оцениваем её результаты. Мы оцениваем затраты ребёнка на эти результаты. Мы можем прервать, модифицировать или дополнить любую из терапий другими методами. Наша задача – много читать и повышать уровень своих знаний о том мире, в котором живут наши дети. Мы хотим, чтобы дети вписались в нейротипичное общество, но пока что мы не можем изменить их физиологию настолько, чтобы они стали ощущать мир как нейротипики. В этой плоскости лежат те проблематичные вопросы, которые поднимает автор статьи.

Когда я стала АБА-тьютором, я была в восторге. Я рассчитывала, что смогу на практике использовать полученные в университете знания по психологии и изменить жизнь детей с аутизмом к лучшему. Теперь же, год, проведенный на этой должности, кажется мне самой большой ошибкой в жизни.

Я долго принимала решение оставить программу АБА. Я не буду заниматься самооправданиями – просто поделюсь своим опытом, тем, что видела и что сама делала.

Если бы не мое близкое знакомство со взрослыми людьми с аутизмом, которые делились своими переживаниями и рассказали мне, каким травмирующим были для них сеансы АБА-терапии, я до сих пор оставалась бы на своем посту. Я убеждена, что, поскольку АБА влияет на жизни людей с РАС, их голос просто обязан быть услышан. Также признаю, что общий термин «АБА» объединяет самые разные виды терапий, поэтому то, что делают другие люди, может отличаться от моего опыта.

Можно найти огромное количество хвалебных отзывов об АБА. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что эта программа имеет крайне широкое распространение у нас в Америке, все чаще появляются критические мнения о ней. Идо Кедар, аутист с которым занимались АБА-специалисты, написал прекрасную книгу о том, каково быть лишенным речи человеком, интеллект которого постоянно ставится под сомнение. Его опыт зародил во мне сомнения в правильности моего выбора, но реклама АБА из множества других источников была так сильна, что я все еще верила, что буду действительно помогать детям с РАС.

Я старалась делать свою работу максимально хорошо и всегда высоко ценить умственные способности своих подопечных. Тем не менее, когда я обнаружила в Интернете сообщество аутистов и сочувствующих им людей, я была потрясена описанием того, как плохо они себя чувствовали, когда им приходилось проходить курс АБА-терапии. Некоторые описания были настолько потрясающими, что я даже не могла дочитать их до конца.

Тем не менее, я успокаивала себя, говоря, что наш курс меньше полагался негативные установки и больше – на поощрения. Я также старалась обращать внимание на прогресс, достигнутый каждым моим пациентом, и говорила себе, что я очень люблю детей, с которыми я работаю, потому не могу им навредить. Любовь и желание помочь я считала автоматической защитой от ошибок.

Сейчас же я понимаю, что причинить вред можно даже любя. Благие намерения не значат благих дел.

Да, дети могут плакать и пытаться убежать – считала я. Они могут быть вынуждены делать неинтересные и даже болезненные для них вещи, но все это происходит ради терапии. Они обязаны делать так, как мы им говорим, потому что мы лучше знаем, что для них хорошо, а что – плохо. Просто пока дети-аутисты не могут понять нашей правоты.
Эта концепция называется тренировкой послушания и является важнейшей частью многих программ АБА. Правило простое: когда АБА-тьютор дал команду, ребенок должен ее выполнить, несмотря ни на что. Если ребенок пытается убежать, или плачет или ведет себя еще каким-то образом, вы не должны уступать, поскольку так вы только усиливаете плохое поведение.

Читайте также Как поднять уровень ГАМК (ГАБА) и ограничить глутаминовую кислоту

Эта концепция не оставляет за ребенком права сказать «нет», поскольку все считают, что у ребенка нет никаких оснований отказывать взрослому. Этот подход учит детей с РАС, что все их чувства не имеют значения, и что они «неправильные», поскольку их ранит или выводит из себя что-то, что обычные люди могут легко выносить. Нейротипичные люди искренне считают, что лучше самого аутиста знают, что для него лучше.

Очень часто многие цели АБА сводятся к тому, чтобы научит детей выглядеть и вести себя подобно нейротипичным людям. Если у ребенка есть повторяющееся поведение – я прежде всего говорю о «стимах» - то сюда можно отнести и хождение на цыпочках, постоянное обсуждение одной темы, эхолалию, отсутствие глазного контакта, прикрывание ушей ладонями, игру с игрушками не так, как это принято. Все подобные проявления ребёнка объявляются «неуместными», и их пытаются искоренить.

Проблема состоит в том, что нейротипичные люди просто не понимают причин, по которым аутисты ведут себя так, а не иначе. Но если вы не знаете причин, это вовсе не означает, что их не существует – напротив, они есть и они весомы.

Аутизм очень часто означает определенные проблемы в сенсорной сфере. Именно поэтому люди с РАС реагируют на мир не так, как нейротипики. Стимы , например, помогают выразить свои чувства и дают возможность справиться с обильным потоком сенсорных ощущений.

Такие вещи, как флуоресцентные лампы или мягкая фоновая музыка (обычный человек их даже не замечает) для ребенка с РАС будут очень неприятными переживаниями. Если не позволять ребенку разрядиться путем стима – например, заставлять его класть руки на стол или держать их вдоль тела – ребенок будет ощущать просто физическую боль. Аналогичные вещи происходят с глазным контактом: он может быть для детей с РАС очень сильным сенсорным испытанием.

Приучение к беспрекословному послушанию неверные цели терапии – это две самые большие ошибки АБА, но далеко не все. К неприемлемым и неприятным для детей с РАС методикам можно отнести:

  • Использование негативных установок вплоть до наказаний, чтобы отучить ребенка от «неприемлемого» поведения;
  • Полный отказ давать награду, пока ребенок о ней не попросит или ее не заработает (включая еду, отдых и ласку);
  • Запрет на свободное время или очень малые паузы в пятичасовой (или восьмичасовой) программе;
  • Игнорирование такого явления, как . Нужно понимать, что тело ребенка не слушает его и, даже если он того хочет, он часто физически не может произнести требуемые от него звуки;
  • Бихевиорист (специалист по поведению) получает неограниченную власть над ребенком;
  • Требование по словесной команде немедленно прекратить стимы;
  • Использование ярлыков «высокая» и «низкая» функциональность. Внешне человек может походить на нейротипичного, но ценой каких страданий будет куплено это сходство (и нужно ли оно)?
  • Частое (заурядное и повсеместное) использование физических ограничителей для решения вопроса агрессии ребенка (хотя такие средства должны применяться только в исключительных случаях)
  • К детям не относятся как к разумным существам, которые могут понимать свое состояние лучше взрослых. Детям не дают возможность высказаться.

Все эти методы я практиковала сама (кроме самого первого пункта перечня). Сами АБА-специалисты очень уверенно и компетентно говорили о своих методах обучения. Родители верили их словам о том, что АБА – единственный и самый эффективный подход к лечению детей с РАС, который базируется на научных данных. Я сама верила этим словам, что не извиняет меня – осознанно или нет, я причиняла вред детям-аутистам.
Я просыпалась и шла на работу пытаясь найти новые доказательства того, что АБА – это правильно. Мне улыбались мои коллеги и родители пациентов, мне говорили, какого прогресса добились мои пациенты, и все было хорошо. Я шла домой, читала все больше историй, написанных людьми c РАС, смотрела их видеоблоги и опять была вынуждена убеждать себя, что то, что я делаю, несет добро.

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?

  • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Что дает прикладной анализ поведения?

Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

Как работает АВА терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ» . К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ . Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ . Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР» . Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.

Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.


Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии .

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее - упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи - рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям - коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов - логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы - развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания - для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется - осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов - сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: